Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Франции :: Николай Осокин - ИСТОРИЯ АЛЬБИГОЙЦЕВ И ИХ ВРЕМЕНИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 184
 <<-
 
яд совершался над женщинами, то священники ограничивались прикосновением 
к плечу Библией, и таким же образом посвященная передавала поцелуй своему 
соседу. После поздравлений собрание, полное радости, расходилось. Посвященный, 
едва выдержав предварительный трехдневный пост, обрекался на новый, уже 
сорокадневный, весьма тяжкий — только хлебом и водой.
      Если consolamentum следовало дать больному или умирающему, то блеск 
торжества значительно уменьшали. Священник с немногими спутниками входил в 
комнату больного. Требовалось, чтобы обращаемый был в памяти и мог читать 
должные молитвы, редкие исключения делались разве для раненых,  сражавшихся  за 
веру и дело альбигойцев с католиками. Обыкновенно при входе «добых людей» все 
присутствующие падали ниц и получали благословение, священники спрашивали 
больного, хочет ни он служить Богу и  Его Евангелию. Тогда на грудь ольного 
клали белый покров, два «совершенных» становились в изголовии и в ногах; один 
клал правую руку на голову больного, не касаясь, однако, ее, если то была 
женщина, в левой же держал Евангелие и читал начало Евангелия от Иоанна. 
Заканчивался обряд призыванием Святого и молитвой Господней, после которых 
следовали те же лобызания.
      На степень простого обряда низводилось у альбигойцев таинство Причастия. 
Это было просто-напросто благословение хлеба. Один из старших летами принимал 
на себя исполнение этого обряда, по примеру вечери первых христиан преломив 
хлеб. Сопровождая это обыкновенной застольной молитвой и благословением, он 
произносил, разделяя и раздавая куски: «Благодать Господа нашего да будет 
всегда между вами». Целью этого обряда было не воспоминание о смерти Христа, а 
подчеркивание братского общения между членами альбигойской Церкви. Наконец, 
этот хлеб не предназначался для исключительных целей, как в Церкви христианской,
 это скорее был освященный хлеб, его ели во всякое время и постоянно.
Один документ свидетельствует, что освященный хлеб заготовлялся в огромном 
количестве для дальнейшего употребления 111. Там, где еретиков сильно 
преследовали и где открытое совершение обряда было немыслимо, такими хлебами 
дорожили и вкушали его лишь в торжественных случаях. Надежные лица тайно 
разносили его по городам и деревням, там он был символом единения и надежд всех 
рассеянных и гонимых.
Католики, зная об этих встречах, верили молве, что еретики едят пасху, 
приготовленную из пепла православных детей, которых будто бы они ловили и жгли. 
Вино на вечерях альбигойцы не пили, отвергая необходимость его не потому, что 
они, подобно манихеям, восставали против напитков вообще, а на том основании, 
что Христос и прямо, и аллегорически говорит только о хлебе: «Я семь хлеб 
жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать 
никогда» (Евангелие от Иоанна, VI, 35).
Отрицая всякое таинство в обряде благословения, еретики, конечно в силу своей 
догматики, должны были восстать против торжественного вкушения хлеба верующими, 
так как в их глазах тело не имело никакого значения, а тем более тело Спасителя,
 считавшееся только призрачным. Привычка во всем искать аллегорический смысл и 
своеобразная манера пользоваться Евангелием привели их к такому пониманию этого 
обряда.
Правда, Христос сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить 
Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь 
имеет жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, VI, 53), но он там же прибавил: «Дух 
животворит, плоть не пользует нимало» и, наконец, ясно заключил: «Слова, 
которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Евангелие от Иоанна, VI, 63).
Альбигойцы рассуждали: потому не может быть сомнения после таких слов самого 
Спасителя, что дело не в теле, а в словах Его, в Его учении. Вкушать хлеб — 
значит вразумляться высокими, божественными наставлениями, изложенными через 
ангела Иисуса. Тело Христово, чуждое материи, никогда не бывало и быть не может 
в руках священника, ибо это есть Церковь Божия. «Да и как хлеб и вино, эти 
произведения демона, могут обратиться в плоть и кровь небесного архангела, 
одного из ангелов?» Если Христос говорил когда-то: «Сие есть тело мое», то это 
относится к хлебу, который олицетворял как бы Его плоть, но никакого 
фактического смысла слова эти иметь не могут. Наименование простого хлеба телом 
Христовым, продолжали еретики, продажа его, самая обедня — все это дерзкая 
выдумка попов. «Да и каких невероятных размеров должно быть это тело, 
насытившее и насыщавшее столько миллионов людей? Скалы Эренбрейтштейна, самые 
Альпы ничто в сравнении с ним», — говорили еретики Бонна и Лангедока 112.
      Для принятия святого хлеба вовсе не требовалось предварительного очищения 
от грехов посредством покаяния, хотя обряд этот признавался необходимым в 
альбигойской Церкви. На исповедь катары смотрели с точки зрения так называемой 
евангелической Церкви. Обыкновенно кто-нибудь один от имени всех перечислял 
грехи перед собранием «совершенных», особенные преступления высказывались 
наедине старейшему. Эти многолюдные собрания происходили по обыкновению раз в 
месяц. Желавший исповедоваться обыкновенно говорил, стоя на коленях: «Я пришел, 
чтобы здесь перед вами, как бы вперед лицом Божиим, исповедать все грехи, 
одолевавшие меня, и все зло присущее мне, дабы через ваше посредство получить 
прощение от Бога». Тогда священник клал Новый Завет на голову кающегося, другие 
«совершенные» подавали ему правую руку и, при пении молитвы Господней, даровали 
ему прощение и разрешение от грехов. За некоторые тяжкие грехи, по 
католическому придеру, следовали церковные наказания, епитимьи. Обряд исповеди 
назывался службой («appareillamentum»), так как при посредстве его жизнь катара 
направлялась по прежнему пути.
      Таким образом, не став религией вполне самостоятельной и в то же время 
слишком отделившись от католицизма, чтобы вступить на путь примирения, 
альбигойство заключало в себе вместе с догматикой полухристианскую, 
полулиберальную обрядность, заимствованную во многом из культа, столь ей 
враждебного. Катары не отказывались от христианских празд
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 184
 <<-