|
с ними Григорий Великий. Обитатели долин
Ломбардии долго были арианами; католические римляне по привычке презирали их. А
в десятом столетии, когда славяне почувствовали потребность поделиться своим
катарством, духовенство Ломбардии находилось в весьма жалком положении. Оно
большей частью было настолько невежественно в делах религии, что вряд ли могло
ясно увидеть противоположность новых воззрений по отношению к ортодоксии.
Большинство веронских клириков тогда не знало Символа Веры, а в Виченце иные
священники простодушно представляли себе Бога с человеческими членами.
Новое учение было заманчиво: непонятное в Евангелиях оно проясняло самым
простым образом, жизнью своих последователей оно внушало стремление к
подражанию. Дуализм начал распространяться в Ломбардии и готовить проповедников
для соседней Галлии. Нельзя измерить духовное движение точными цифрами, идея
способна разноситься с особенной быстротой и притом в самых широких пределах.
Оттого во Франции почувствовали присутствие болгарской системы почти в то же
время, как в Италии, что объясняется сходством манихейских учений старых и
новых. В Италии, и именно в северной, болгарское присутствие запечатлело свое
движение даже географическими терминами. В округе Туринском еще ранее 1047 года
одно место носило название Вulgaro. Замок того же имени существовал и в диоцезе
Верчелли. Одна знатная фамилия в Турине именуется Булгарелло, еще прежде 1116
года; рода с фамилиями Вulgaro, Вulgarii жили в Болонье, Сиене и других городах
64.
Около первой четверти XI века дуализм заявляет себя решительнейшим образом.
Тогда у него нашлось немало влиятельных приверженцев в среде ломбардской
аристократии. Замок Монтефорте близ Турина, соименный домену будущего
истребителя ереси??, был местом убежища проповедников учения, между которыми
выделялся Джерардо, пылкий энтузиаст, отличавшийся дарованием и успехами. Он
разносил воззрения альбигойских дуалистов, хотя умел прикрывать их видимым
сходством с христианской догматикой. Он твердил, что жизнь — это нескончаемое
покаяние, что, чем оно суровее, тем более спасает человека. Рай открывается
только ценой земных самоистязаний, подавлением плоти и крови. Не только всякое
чувственное наслаждение губительно, но соучастие со святым Духом само по себе
требует скорейшего разлучения души с телом, отчего мученическая смерть
представлялась отрадным блаженством. Особенно сильно восставали последователи
Джерардо против папства и соблазнов Римской Церкви.
Архиепископ Миланский Эриберто да Канту, ненавидимый в стране, поднял против
еретиков окрестных баронов. Готовность, с какой последние спешили осадить замок,
куда отовсюду стали сходиться еретики, объясняется тем, насколько новое учение
стало популярно среди крестьян. Слова Козьмы о богомилах: «учат не повиноваться
властителям своим, хулят богатых... и всякому рабу не велят работать на своего
господина» — можно применить и к онтефортским еретикам. Против них были
озлоблены именно феодалы, которые и разрушили замок. Монтефортцам предстояло
или отречься от своей ереси, или умереть на костре. Почти все с радостью
бросились в огонь?? 65. Это были первые мученики, таким образом, пример
прован-Пальцам был подан из Италии, дуалисты которой только кбдним именем
«патаренов» отличались от альбигойцев 66. Впрочем, они назывались разными
именами: Gazari, Arnoldisti, Giuseppini, Insavattati, Leonisti, Bulgari,
Circoncisi, Publicani, Comisti, di Bagnolo, Vanni, Tursci, Romulari, Ceruntani
— так приводит их самоименования итальянский историк Канту.
Церковь патаренов имела постоянные сношения с Болгарией и Византией. Из
Болгарии сюда был доставлен апокриф Евангелия святого Иоанна67. Известный
еретический патриарх Никита посылал к патаренам епископов, таких как Марка,
Иоанна Еврея. Часто архиереи богомильские сами появлялись в Ломбардии для
проповеди. Постепенное усиление ереси показывает всю важность посредствующей
роли Ломбардии в истории альбигойцев.
Например, Милан около середины XII века был скорее еретическим городом, чем
католическим. Проповедники патаренов публично произносили речи на площадях
столицы. Местный архиепископ напрасно боролся с торжеством ереси, за которую
были все городские власти. Даже женщины, увлекаясь общим духом, делались
проповедниками и главами ереси. Так, в Орвието властвовали Милита и Джульетта,
своей чистой жизнью внушавшие уважение и удивление. Из Феррары пришлось удалять
еретиков при помощи оружия. Короче, в конце XII века католики принуждены были
сознаться, что города и замки наполнены лжепророками, что ересь стучит в ворота
самого Рима, что «пора идти на помощь Богу». Райнер Саккони приводит список
итальянских еретических Церквей, ему современных; вариации их учений были
весьма разнообразны, число последователей постоянно росло.
Меньше всего было исповедников крайней ветви. Ветвь Конкорецо преобладала в
Ломбардии. Баньольцы, признававшие сотворение человека прежде вселенной, имели
храмы в Мантуе, Милане, по всей Романье и Тоскане. В свою очередь,
провансальские дуалисты впоследствии посылали своих миссионеров в Ломбардию.
Кипучая жизнь Апеннинского полуострова, занятого исключительно экономическими и
чисто гражданскими интересами, не дала возможности сосредоточиться ереси в виде
отдельной плотной массы, как произошло в Лангедоке. В Италии слишком развита
была индивидуальность, вообще частный интерес, так что религиозный вопрос часто
растворялся в ряду других, это и делало из Ломбардии удобный посредствующий
орган. Поэтому Италия считалась рассадником дуалистического учения во Франции и
Фландрии, а Джерардо Монтефортский мог восклицать, что единомышленники его
рассеяны по разным странам и что Дух Святой невидимо и ежедневно
|
|