Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Франции :: Николай Осокин - ИСТОРИЯ АЛЬБИГОЙЦЕВ И ИХ ВРЕМЕНИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 184
 <<-
 
 тогдашние 
катары следовали основам системы альбигойского дуализма. Полагают, что эти 
первые катары или исчезли в IV столетии, или слились с донатистами??. Тем не 
менее, разбросанные элементы позднейшего альбигойства можно проследить во 
множестве гностических и других сект эпохи, современной как веку языческих 
императоров, так и веку Исидора Севильского.
      Верования в борьбу доброго и злого начала, восточная космогония и вместе 
с тем воздержание составляли в тогдашних системах явления далеко не редкие.
      Мы отмечали уже общие основы гностицизма. Они удерживались во всех 
ответвлениях этой обширной системы, во всех созданиях ее последователей, 
положивших начало собственным теориям. Каждый из них приносил с собою 
какое-либо новое понятие, что вместе послужило материалом для позднейшей мысли. 
Менандровцы, Василидовцы, Кердони-ане, Маркиониты и другие гностики, а также 
Архонтики не признавали мир созданием Бога??; Валентин считал Христа прошедшим 
через святую Деву и не оскверненным — как вода проходит через канал; тогда как 
Карпократ и Павел Самосатский, напротив, развивали теорию о человечестве Христа.
 Татиане и Севериане запрещали пить вино, а Гераклитовцы отвергали брак7. В 
учении Оригена были также гностические понятия, следы влияния неоплатонической 
философии8. В своем сочинении «О началах» он допускает, что души человеческие 
первоначально принадлежали ангелам и в наказание за грехи были заключены в 
плотские тела. Патрикиане же решительно утверждали, что плоть человеческая есть 
создание дьявола?? 9. По их представлениям только тот может быть совершенным 
христианином, кто способен к самоумерщвлению; они искали смерти и ненавидели 
жизнь. Эта ересь была особенно распространена в Нумидии и Мавритании.
      Христиан первых веков волновала та же мысль, над разрешением которой 
бились дуалисты XII и XIII столетия и из-за которой они вызывали столько 
отвращения к себе у католических современников.
Бог, создавший вселенную и человека, всеблагой Бог, полный любви к своим 
созданиям, — мог ли он быть виновником того зла, которое так обильно разлито по 
земле в людях; тех бед, которые ищут случая поглотить все живущее; тех 
препятствий, какие воздвигаются судьбой перед всем добрым?
В ответ на этот вопрос Коллуф, александрийский священник, прямо утверждал, что 
Бог никогда ничего злого не создавал 10. Противники указывали коллуфианам на 
тексты Библии: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия» 11,
 и также: «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?» 12 
Коллуфиане же между тем могли ссылаться на место из книги Бытия о первых днях 
творения: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (13).
      В связи с подобными спорами появилась противоположная теория. Другой 
пресвитер, Флорин (валентинианец), живший в конце II века, доказывал, что Бог 
создал только одно зло. Последователи учения Флорина, выходцы преимущественно 
из военного сословия (вот почему эти сектанты часто именовались «miles» — 
воины), отрицали, кроме того, суд и воскресение мертвых, рождение Христа от 
Девы и, следуя гностикам, считали плоть Христа взятой из небесной Материи (14).
В их собраниях существовал обычай, совершенно сходный с тем, в котором, впрочем 
бездоказательно, католические памфлетисты обвиняют альбигойских катаров и 
который по настоящее время совершается на чрезвычайных «радениях» одной из 
русских беспоповских сект, у так называемых «Людей Божьих»??. Флориниане под 
конец собрания, в глубокую ночь, погасив огни, мужчины и женщины, без разбора 
возраста и родства, предавались свальному греху, думая исполнить завет Бога 
«растится и множится».
      Впрочем, своей односторонностью противоположные мысли, высказанные 
Коллуфом и Флорином, не могли приобрести большого числа последователей. Оба 
ересиарха, видимо, чуждались дуализма, хотя дальнейшее развитие их теорий 
непосредственно вело к этой мысли.
Получив таким образом раздробленное и извращенное понятие о Боге, последующие 
сектанты были недалеки оттого, чтобы в целях примирения и приобретения большей 
популярности признать двух верховных существ, враждебных между собой и 
противоположных по своей сущности. Из множества бродивших идей, под 
непосредственным влиянием гностиков, составлялись последовательно учения 
манихеев, присциллиан, ариан, павликиан и позднее болгарских богомилов — тех 
сект, которые, с большей или меньшей вероятностью, разными авторитетными 
учеными признаются за непосредственных родоначальников позднейших альбигойцев 
дуалистичес-эго или, как мы называем, восточного направления.
Рассмотрим прежде всего историю развития верования альбигойских дуалистов, 
составлявших большинство между еретиками XIII столетия.
Корень этого учения лежит в степях Средней Азии, и Мани, может быть, являлся 
первым альбигойцем (15).

      Манихеи
      
Чтобы обстоятельнее изучить судьбы альбигойских дуалистических идей с самого 
появления их в истории, надо подробнее познакомиться с последовательными 
системами манихейства.
Восточная и греческая философия заметно влияли на решение заманчивых и темных 
вопросов, встававших в первые века христианства. Основателю манихейской секты 
открывалась возможность воспользоваться богатейшим материалом, системами 
разнообразного характера.
      Родившись в Индии, Мани большую часть жизни провел среди магов Персии, 
неоплатоников и гностиков Александрии. Из далекого Востока этот страстный 
эклектик, полуязычник, полухристианин, полубрамин?? принес с собой понятие о 
борьбе двух начал — демонов добра и зла. Он готов был верить в Ормузда и 
Аримана??, как искренне верил в каббалу и магию. Посвятив себя всецело поприщу 
творца новой религии, он отказался от дел торговых, от своих богатств и весь 
отдался христианскому богословию, греческой  науке и еврейской каббале. Идеи 
Эмпедокла и Пифагора ; также оказали заметное влияние на его систему.
      Мани считал себя призванным объяснить то, что доселе так противоположно 
толковалось, тем более что тогда, в конце III века, когда христианская религия 
го
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 184
 <<-