|
изванным.
«Если князья земли, — говорил один епископ конца ХII столетия, — позволят себе
изменять или насиловать стародавние обычаи страны, то они призовут на себя тем
гнев Всевышнего, потеряют расположение народное, а души свои обрекут вечной
погибели». И много позже того повторяло само духовенство с кафедр церковных
выборным властям городов: «Божественный Законодатель отвечал вопрошавшим его:
воздадите кесарева кесареви, а Божья Богу. А мы вам скажем, следуя тому же
примеру, — вам, которые в одно время и подданные Бога и вожди народа:
"Возвратите Божье Богу, а народу воздайте все то, что подобает ему"» (24). Но,
как узнаем, благородная речь тулузского духовенства слышалась не везде.
Завершим прежде обзор политического состояния городов этой страны Юга, чтобы
потом обратиться к ознакомлению с экономическими и духовными результатами
такого политического строя, известным образом связанными с причинами появления
и развития альбигойских ересей. Характер юридических учреждений на еретическом
Юге везде остается одинаков; они отличаются только в составе инстанций и
сановников. В собственно Лангедоке, после Тулузы, пользовалась большим
значением Нарбонна. Здесь до половины XIV столетия шла борьба между
магистратами замка (как всегда называлась самая крепость) и собственно города;
две коллегии консулов, по шесть в каждой, вели независимое существование;
приверженцы их часто вступали в борьбу, подобно враждебным политическим партиям
итальянских городов. Ввиду этой вражды в замке нарбоннском организовалось
общество мира, которое в 1219 году, во время общей опасности от крестоносцев,
двинутых на Юг Римом, побудило сановников составить законодательный акт, в
котором муниципалитеты и подписавшиеся клялись споспешествовать всеми силами
миру и порядку. Каждый обязывался помогать другому во всех делах его, защищать
друг друга денно и нощно, на море и на суше, в городе Нарбонне, вне его и
повсюду, как самого себя, и каждый по мере сил своих обязывался сверх того
хранить и защищать верно, честно и законно права города и замка (25).
Соглашение было заключено на три года, но могло иметь силу и после того. Всякий
нарушитель его объявлялся лжецом и клятвопреступником. Подобные же междоусобия
совершались в Ниме между замком и городом. Раздоры были прекращены шесть лет
спустя после нарбоннского договора. Условлено было, чтобы соперники при
посредстве своих консулов сошлись между собою. Собравшись в большом количестве,
они говорили о мире и прекращении раздоров, клялись в дружбе и соединялись
против всякого, кто попытается разорвать этот союз, объявляя того «пред Богом и
людьми злодеем, изменником и клятвопреступником». Такой договор до некоторой
степени достиг цели, хотя не сгладил следов местной враждебности в городе,
оставив в нем разделение муниципалитетов.
Подобное разделение могло иметь и религиозное значение. Уже по хартии 1197 года,
данной городу графом тулузским Раймондом V, избрание консулов предоставлено
было коллегии двадцати «добрых мужей». Весь народ или по крайней мере в
большинстве сзывался графским наместником под звуки труб и рогов. Из каждой
городской части выбирались пятеро в эту коллегию, а она в своем собрании
назначала четырех консулов, «на пользу графа и общины», для всего города.
Несколько сложнее совершались выборы в Альби. Там в XIII столетии было
двенадцать консулов и двенадцать советников, по два из каждой части города;
после число консулов уменьшилось вдвое. Совет двадцати четырех выбирал
двенадцать кандидатов и пятнадцать почетных граждан на текущий год. Новые
консулы вместе с прежними советниками выбирали членов совета. Этим устранялось
волнение в общегородских сходках. В Монпелье вместо консулов существовали
«честные люди». Консульский магистрат млжду тем был так популярен на Юге, что
немедленно упрочился, как только город попал под власть Арагона. Это
совершилось в начале XIII столетия, внутреннее богатство города требовало более
сложной организации управления. Потому, кроме двенадцати обычных консулов, там
было двенадцать морских для таможенных сборов, для сношений внешних и дел
торговых, и двенадцать коммерческих консулов с юрисдикцией нынешних консульских
судов; наконец, по одному цеховому для семи городских ремесленных корпораций.
Особенности существовали в устройстве каждого города. В графствах Фуа и
Руссильоне господствовал исключительно консульский элемент; в других местах —
он же, но вместе с началом консилиумов (советы из двенадцати, шестидесяти,
девяноста человек). В Эг-Морте, например, четыре консула были наделены правом
собирать совет присяжных.
По мере удаления на север Лангедока города начина-являть собой борьбу различных
начал; в большинстве аучаев консульства их теряются, смешиваются с мэрством
шцузской общины. Так, в Оверни, которая с 932 года стала вассальством тулузских
графов, пока в 1295 году не сделалась леном французских королей, исчезает
понятие о консулах, должность которых исполняют сановники, назначаемые
епископом, аббатом, графами. В Ла-Марше консульство сделалось простым титулом.
Иное явление было в пределах древней Аквитании.
В Пенни, попавшем через второй брак Элеоноры под власть английской короны,
появляются мэры, а общины пользуются тем же демократическим самоуправлением,
какое было в коммунах северной и средней полосы Франции; жители Перигора,
прежде раздробленные, теперь по примеру Нарбонны и Тулузы называют себя
«государями-гражданами». В Бордо мэрство, введенное здесь в конце XII столетия,
одолевает древнейшую магистратуру юратов, которые господствовали от Жиронды до
Пиренеев. В XIII веке в Бордо было два больших совета юратов (пятьдесят, а
потом двадцать четыре) и дефензоров (триста, а потом сто). Таким образом,
выгоды централизаторства северной системы и совещательного характера южной были
совмещены. Так было в Гаскони и графствах припиренейских. Беарн и Наварра
управлялись своими статутами; юраты имели в своих коммунах полную власть в
решении полицейских, гражданских и уголовных дел. В Байонне возникла община по
образцу англо-норманнской, будто целиком перенесенной из Пуату.
Го
|
|