|
й-либо системы в
человеческом общежитии — все это стало исходной причиной организации новых
коммун и закрепления старых.
В ту эпоху, которой современно появление и особенное распространение
альбигойской ереси, Италия вступала в период городских общин. То же движение,
подготовленное собственной историей, начинается в Гиенни, Лангедоке и Провансе.
Юг Франции в государственном отношении можно определить страною консульств, в
юридическом же — страною права, писанного по преимуществу, «ordre de dreg», —
как говорят провансальцы. Внутреннее управление городов, выходивших из-под
власти епископов, строилось почти по одному образцу. Разница в большем или
меньшем числе сановников; распределение же функций законодательной, судебной,
административной одинаково.
Муниципальное городское управление с перевесом консульского элемента
существовало с теми же признаками в Лангедоке, Венессене, Провансе, Гаскони,
Беарне, Наварре, Фуа и Руссильоне, как в Гиенни, Перигоре, Оверни, Лемузене и
Ла-Марше. Идея муниципии не замирала на Юге, когда за нее боролись граждане с
епископом, стремившимся к абсолютизму, и потом феодальный барон, соперничавший
с тем же епископом, за право господства над нею. Впрочем, чаще епископам
суждено было поддерживать в городах начало избирательное. Они сжились с долгой
историей южных муниципий и служили защитниками тех римских форм, которые в них
преемственно передавались. С епископами городам чаще всего приходилось иметь
дело; они утверждали своей святой санкцией должностных лиц и самое право
выбирать их. Так было, например, в городе Альби еще в 804 году.
Графы, хотя и посаженные Каролингами, не всегда могли одолеть эту нравственную
и политическую силу. Тем более крепок был союз, что в иных местах сами епископы
были выбираемы общинами, ибо этот обычай проистекает в сущности из
евангельского учения. Так было в первых веках в Арле, Авиньоне, Апте, Эре,
Бордо, Бурже, Клермоне, Гаппе, Лиможе, Узесе, Везоне, Вивьере, Магеллоне (22).
Упоминаются в документах также Альби, Нарбонна и Тулуза. Позже это стали
главные центры ереси.
После отнятия Римом прав выбора среди южных республик образовалась глухая
оппозиция. Не санкцониро-ванные папой выборы епископов народом продолжались до
середины XII столетия; последний записанный в источниках выбор народом был в
Узесе в 1150 году??. Четвертый Латеранский собор 1215 года своей 24-й статьей
счел нужным канонически уничтожить это право, так дорогое лангедокцам. Но до
него и после историческая традиция южан самостоятельно избирать епископов
служила одной причин к протесту против Рима.
Сами епископы ценили этот обычай: выборные, они лривыкли иметь дело
непосредственно со своим городом и потому не всегда исполняли папские
распоряжения относительно еретиков, которыми были полны города Юга. Примером
такой привычки, обратившейся в обычай, служат акты, заключаемые епископом в
разгар альбигойской войны и по окончании ее прямо с городскими сановниками,
между которыми, конечно, были и еретики, так как устав не отчуждал их от
исполнения общественных и гражданских обязанностей.
Альбижуа был центром ереси, там при святом Бернаре Клервоском почти все
граждане были еретики, и вместе с тем эта страна была средоточием гражданской
свободы. Раньше всех городов лангедокских в Альби в 1035 году узнают сословие
буржуазии, и постепенно этот термин из города Альби переходит в акты южных
общин. В Каркассоне буржуа известны в 1107 году; в Кастре говорят о них в 1150
году. Здесь же дольше всех сохранилась апостольская взаимная дружба между
общиной и ее епископом, который является ее защитником и представителем. Потому
местные епископы легко могли забывать свои духовные обязанности, и тем быстрее
католическая Церковь могла смениться иноверным исповеданием. Такие характерные
явления засвидетельствованы документами. До нас дошли: договор 1220 года между
городским епископом и консулами Альби относительно общественной безопасности;
документ 1236 года между епископом Дю-рандом, по воле и с одобрения мудрых
мужей и всей общины Альбигойской о налогах и многие другие.
Опираясь на сочувствие епископов к установившемуся самоуправлению, южная община,
подчинившая себе гордых феодалов, выросла без тех кровавых внутренних
потрясений, которые сопровождали рост общин северной и средней Франции.
Управление везде было разделено между дворянами и горожанами мирным образом; и
те и другие одинаково служили общине. Без кровопролития не обошлось только в
Тарасконе, где междоусобия продолжаются аж до XIII столетия, и только в одном
Бринолле исключительно господствовала дворянская партия.
Тем не менее на южных коммунах лежит аристократический отпечаток. Здесь
демократия не восторжествовала как в итальянских республиках, где часто человек
знатный за заслуги возводится в торговое сословие (popolo grasso) и где список
купеческий в глазах общества был почетнее рыцарского. В Провансе, напротив,
бывали обратные примеры. Здесь видим торжество аристократических принципов,
здесь демократия пользуется только уступкой. И в политической, и даже в
литературной деятельности выступают на первый план бароны, рыцари, вельможи.
Они и трубадуры, они и защитники особенностей Юга, они и еретики. Оттого здесь
раньше замер республиканский дух, оттого он не дал столько экономических и
духовных богатств и такой обильной государственной практики.
То, что близость Италии известным образом действовала на государственную
жизнь Лангедока, подтверждает эпоха образования консульских должностей в
городах. Близость к Ломбардии ускоряла эту реформу. В Арле консульство было
введено в 1131 году, в Монпелье — в 1141, в Ниме — в 1145, в Нарбонне — в 1148.
Но во всех этих и других городах до итальянских консульств были свои учреждения
и сановники, которые отправляли такие законодательные, административные и
полицейские обязанности, которые позже сосредоточились в консульствах. Было и
то
|
|