|
ия человеческого духа превратится в
последовательность странных, раздражающе-тревожных заблуждений, непонятных, а
следовательно, и неинтересных людям нынешнего, крайне просвещенного века.
* * *
Книга Николая Алексеевича Осокина (1843—1895) — единственное имеющееся на
русском языке исследование, посвященное истории альбигойской ереси,
альбигойским войнам и первым десятилетиям существования инквизиции. Автор,
доктор исторических наук, профессор Казанского университета, писал этот труд в
течение шести лет. Для того чтобы получить материалы во всей необходимой
полноте, он по ходатайству министра народного просвещения графа Дмитрия
Андреевича Толстого ездил в Париж, где ему разрешили пользоваться архивами
Национальной библиотеки.
Каждый из предлагаемых вниманию читателей томов представляет собой особое,
самостоятельное исследование. Более того, первый являлся магистерской
диссертацией, второй — докторской. Диссертации поставили Н.А-. Осокина в
совершенно особое положение в отечественной исторической науке — уже хотя бы
потому, что автору удалось рассмотреть и изложить историю альбигойцев без
всякого влияния современной ему идеологии, а ведь мы должны помнить о том,
насколько сильно было влияние в России XIX столетия церковного сознания и
церковных оценок. После выхода второго тома Н.А. Осокин становится известен
также и на Западе, где его труд отмечается в ряде научных обозрений как
превосходный.
После выхода второго тома «Альбигойцев» Н.А.Осокин продолжает много писать —
теперь уже по проблемам европейской истории: от Древнего Рима до эпохи
Наполеона. Он создает не одни лишь исторические труды. Ему принадлежат статьи
по еврейскому вопросу («Роковое недоразумение», Казань, 1891 г.), доклады о
делах Казанского уездного совета по училищам, отзывы о музыкальных вечерах.
Характерной чертой всего, что выходило из-под его пера, было умение не только
глубоко, по существу, раскрыть материал, но и преподнести его жизненно,
увлекательно. Сочинения Н.А.Осокина ценны не только как исторические
исследования, но и как познавательные книги, написанные человеком с широким
кругозором.
Вот как сам Н.А.Осокин определяет цель исследования истории альбигойцев в
предисловиях к первой и второй книгам:
«Подавление первой Реформации, сопровождавшееся уничтожением целой
национальности, долго не перестанет быть притягательным и интересным предметом
для исследователей. Но таково свойство этого вопроса, что при литературных
занятиях им западные ученые не могли не проявить в данном вопросе свои личные
чувства и страсти. Альбигойская вера возбуждает в католичестве ряд неприятных
воспоминаний. Судьба альбигойцев неразрывно связана с историей папства и
католицизма; погибая, они будто увлекали за собой ту теократическую систему,
которую так страстно ненавидели. Это послужило причиной того, что после
истребления богословских и исторических памятников сектантов на веру и историю
альбигойцев лежа таинственность, мало способствовавшая основательному изучению
вопроса. В то же время протестантские исследователи не могли не видеть в
реформаторах XII и XIII столетий своих единоверцев. Припоминая горькую участь,
постигшую лангедокских мучеников веры, они окружили их религию ореолом, в каком
желали ее видеть, не проникая глубоко в имевшиеся источники и не делая должного
различия между разными направлениями религиозного свободомыслия. Только в
последнее время появились отдельные исследования, которые смогли пролить более
ясный свет на альбигойские секты, уяснив их догматическое учение, хотя западная
наука не имеет связной и общей истории альбигойцев, которая бы проследила
судьбы средневековых сектантов, катаров и вальденсов, от их возникновения до
исчезновения, вместе с политическими и религиозными последствиями крестовой
войны в пределах Лангедока.
Русская наука в вопросе альбигойском, как и во многих других, стоит на особенно
благоприятной, независимой почве. Мы не причастны к тем религиозным и
национальным интересам, которые, невольно прорываясь в исследователе, могут
затмить чистоту исторического взгляда. Отдаленные веками от тех событий, чуждые
им по нации, мы можем отнестись к ним спокойно и примиренно. Мы не католики и
протестанты, чтобы в дело науки вносить жар той или другой религиозной страсти.
Для нас каждое историческое явление важно лишь в том отношении, сколько пользы
оно оказывает прогрессу человечества и успехам цивилизации.
Автор должен предупредить, что богословский элемент, положенный в основание
альбигойских вероучений, интересовал его не со стороны своей близости к
истинному правоверию, а со стороны своего влияния на цивилизацию в целом, но,
исходя и из такой оценки, он одинаково должен был прийти к выводам, для ереси
неблагоприятным. Поэтому автор полагал, что было бы несообразно ни с его
сведениями, ни с целью его чисто исторического труда при изложении альбигойских
вероучений вступать в какую-либо полемику с ними или в какой-либо богословский
анализ».
(Из предисловия к первой книге.)
«Являясь продолжением истории альбигойцев в ее втором, более долгом, но менее
наполненном событиями периоде, настоящая книга имеет вместе с тем и отдельное,
самостоятельное содержание. Она повествует о том времени, когда альбигойская
ересь перестала быть целостной, энергичной оппозицией, когда она стала
предлогом для осуществления политических задач французского правительства и
когда для искоренения ее последних представителей прибегли к применению орудий
религиозной нетерпимости. Таким образом, исследование об альбигойцах должно
было
|
|