Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Франции :: Николай Осокин - ИСТОРИЯ АЛЬБИГОЙЦЕВ И ИХ ВРЕМЕНИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 184
 <<-
 
 приобщиться к святым Таинствам под 
опасением отлучения от Церкви и лишения достойного христианина погребения. 
Каждый должен советоваться в делах совести со своим духовником. Сами духовники 
должны исповедоваться или у своих старших, или у священника постороннего 
прихода Родство, даже в четвертой степени (по канону L), признавалось 
препятствием к браку.
      Принимая на себя чисто государственные обязательства, папа на этом же 
соборе подготовил основания для инквизиционного судопроизводства, вошедшего 
впоследствии в светский, гражданский и уголовный кодекс (канон VIII).
      Вместе с тем папа хотел, чтобы католическое духовенство при той 
безграничной деятельности, которая пред назначалась ему, было достойно своей 
жизнью обязанностей, возлагаемых на него. На епископах отныне лежал долг 
улучшать нравственное состояние клира, безапелляцион но им подчиненного; в 
наказаниях они пользуются нео граниченными правами (канон VII). Поведение 
духовных лиц расписывалось со всеми подробностями (каноны XIV и ХIХ) — для них 
был воспрещен пестрый цвет одежды, они отрекаются от всяких удовольствий, в 
обязанностях богослужения они должны быть особенно искусны (канон LIХ). При 
кафедральных церквях для проповеди должны быть особые ученые магистры, которые 
учат клириков богословским наукам, а при епархиальных церквях — доктора 
богословия, которые учат самих священников «Писанию и душевному спасению» 
(канон XI).
Иннокентий, мало расположенный к монахам, запретил им брать в руки деньги без 
разрешения аббата (канон VI). Он не только не хотел утвердить новых монашеских 
орденов — доминиканского и францисканского (вопрос об утверждении которых в то 
время был насущным), но даже постановил, что никто впредь не может основывать 
особого ордена, а всякий новый монастырь должен подчиняться одному из прежних 
уставов (канон XIII).
      Сохранив за собой право вмешиваться в светскую юрисдикцию, духовные лица 
не должны произносить смертных приговоров, им было запрещено присутствовать при 
казнях. Они не должны ни под каким видом делать хирургических операций, в 
которых приходится прибегать к прижиганиям и ампутациям, они должны избегать 
одного вида человеческой крови.
      Стараясь поставить духовное сословие вне влияния дурных человеческих 
страстей, собору следовало обратить внимание на симонию, особенно сильную в 
женских монастырях. Она была запрещена во всех ее видах (каноны LХIII— LXV). 
Цены, придуманные епископами за посвящение и за раздачу мест, были строго 
запрещены, так же как и торговля при монастырях священными предметами, особенно 
мощами и таинствами (каноны LХII LХV, LХVI).
Епископы отныне могли пользоваться отлучением лишь в силу самых крайних причин, 
и притом с особою осмотрительностью (канон ХLVII). Зато духовенство не 
подлежало светской юрисдикции (канон ХLII), оно не приносит мирянину присягу 
верности, иначе как за земли (канон ХLIII), в своих бенефициях оно может не 
исполнять приказаний сюзеренов (канон LХIV).
Доходя до всех мелочей церковной и практической жизни, проникая в частный быт 
семейств, предписывая, например, особые одежды евреям и сарацинам в отличие от 
христиан (канон LХVIII), в то же время снисходительно дозволяя евреям занимать 
общественные должности, если только эти должности не подчиняют им христиан 
(канон LХ1Х), собор был беспощаден только относительно еретиков, то есть 
альбигойских дуалистов, составлявших большинство в тогдашней оппозиции.
      Мы заметили, что первый канон намеренно приводит ортодоксальное  
исповедание католической веры, чтобы тем дать средство предотвратить 
заблуждение и увлечение альбигойством, о котором не упоминается здесь ни единым 
словом,  с  целью показать,  что собор считает для себя унизительным вступать в 
полемику с еретиками. Вся эта полемическая статья имела скрытый смысл, каждая 
ее фраза была направлена против известных положении дуалистического богословия. 
Тут говорится о трех лицах единого Бога: Бог— единое начало всего существующего,
 мира, духа, тел, ангелов, людей, дьявола, демонов. которые если некогда и были 
равны с ангелами, то по губили себя по собственному произволу; далее о 
воплощении Сына, о двух природах его, о его крестной смер ти,  воскресении,  
вознесении  и  втором  пришествии,  о будущем суде живых и  мертвых, о  Церкви  
и таинстве причащения,  о  Крещении,  которое имеет такую силу, что впавший в 
грех после совершения таинства, исполненного с раскаянием, может снова 
обратиться к Церкви; наконец, о том, что не только девы и целомудренные, но 
одинаково и состоящие в браке, истинной верой и доброю жизнью угодившие Богу, 
могут достигнуть вечного блаженства 101.
Не вступая в полемику с альбигойцами, собор в следующей же статье опровергает 
заблуждение калабрийского монаха Иоахима Флорского, этого мистика и визионера 
XII века, учителя Томаса Мюнцера и всех современных ему немецких утопистов, 
увлекшегося пантеизмом и религией чистого духа. Его ересь не имела ничего 
общего ни с альбигойской, ни с рационализмом вальденсов; ее даже нельзя назвать 
ересью в смысле учения систематического, так как она была плодом напряженных 
мечтаний порывистого, недовольного формальностью и буквой религии ума, в 
туманных видениях грезившего о будущем царствии, ожидавшего после всемирного 
пожара золотой эры счастья и свободы.
Собор напал на этого мечтателя по поводу его сочинения «О единстве или 
троичности Церкви», направленного против Петра Ломбарда, сторону которого 
принял Иннокентий, открыв в учении Иоахима четвертое лицо Троицы 102. Открывая 
таким образом мнимое противодействие там, где его вовсе не было и где оно, во 
всяком случае, не могло
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 184
 <<-