|
квитании.
Альбигойская война послужила средством к осуществлению таких замыслов.
Эта война — самая страшная в истории Юга Франции. Она залила кровью
страну и вместе с тем принесла с собою полное изменение ее политического,
общественного, духовного и экономического состояния. Чтобы постичь результаты и
характер альбигойской войны, нужно знать, в каком положении находилась южная
Франция до нее, и особенно Лангедок, а для этого следует бросить взгляд на
судьбы страны, которую лучше всего определить как отчизну языка романского,
мелодичного наречия «d`oc».
Обзор феодальной, государственной и социальной истории Лангедока в связи с
причинами альбигойских ересей
Там, где только говорили этим языком, всегда сохранялась своя цивилизация и
собственная культура. Этот плодородный край с роскошным климатом умещается
между Францией, Италией и Испанией. Два великих моря, избороздив его берега
удобными гаванями, призывают обитателей к промышленной и торговой жизни. Сама
природа определила ему это назначение, сделав его посредником между южными
краями Европы и ее северо-западными государствами; она же придала подвижность,
предприимчивость, поэтичность, страстность и вместе с тем легкомыслие тому
народу, который населял эту страну. Римляне имели здесь две большие провинции:
то были Галлия Аквитанская, позднее Гиеннь, и Галлия Нарбоннская, впоследствии
Лангедок с Провансом. Как государственное тело, оно, естественно, не могло быть
крепким и прочным: мелкие владения, а еще лучше независимые, самоуправляющиеся
города, — это более согласовалось с местными географическими и общественными
условиями. Нельзя даже обозначить с точностью тот народ, который постепенно
здесь сложился. Язык был один, но он не только не способствовал обединению
племени, но даже не стал именем страны, в которой был в употреблении.
Наименования Аквитании, в ее широком смысле, и после римлян были
неустойчивые и неопределенные: Готия, Романия, Прованс, Лангедок, Аквитания.
Каждое из них относимо с большей долей справедливости к ее отдельным частям.
Сам язык назывался то провансальским, то лемузенским (19), но чаще и раньше —
собственно романским. Этот язык призван был играть большую роль в духовной
истории средневековой Европы. Границей его распространения на севере была линия,
проведенная через Сентонж, Перигор, Лемузен, Овернь, Лионнэ и До-финэ; на юге
он проникал в глубь Испании, захватывая Каталонию (20); этим же языком говорили
в пределах Савойи и даже Женевы, Лозанны и южного Валлиса. Образованность будто
всегда была сроднившейся с южной почвой. Когда Париж был еще жалкой бургадой??,
Тулуза, Нарбонна, Арль, Бордо считались населенными и цветущими городами,
украшенными всем блеском римской цивилизации и утонченностью жизни. О школах
Марселя говорит Тацит; в Отене и Бордо учили Евмен и Авсоний; с которыми они
свыкались с первых воспоминаний детства. Тулуза, царица южных городов,
считалась Афинами Галлии — там блистали лучшие риторы римского времени, в ней
воспитывались родственники императорского дома. Ювенал предлагал поэтам искать
убежища в Галлии.
Христианство быстро прижилось в долинах Роны, Гаронны и Луары; здесь
пылкий темперамент жителей ознаменовал первые годы его мученичеством и
отшельническими подвигами. В то же время в высшем сословии христианство сумело
совместиться с обычаями старой античной жизни лучших времен Империи, тем более
что галльская аристократия сделалась уже вполне римской. Епископы и сенаторы
нарбоннских и аквитанских провинций проводят жизнь в своих роскошных поместьях
так, как некогда проводил ее Цицерон, удаляясь в свое тускуланское уединение.
Лампридий, Севериан, Дом-нул, Феликс, Консенций, сам Сидоний поют хвалу
наслаждениям и природе в то время, когда их родина переходит незаметным путем в
руки варваров. Клермон-ский епископ и нарбоннский вельможа, будто веселые
трубадуры, воспевают стихами прелестный климат страны, а музыканты Нарбонны и
Безьера торопятся предложить свои мелодии. Весело и беззаботно-счастливо
проходила жизнь романцев даже тогда, когда Гонорий уступил часть их земли
вестготам и варвары постепенно захватывали страну. Вестготское королевство со
своей столицей Тулузой раскинулось по обе стороны Пиренеев.
В массе своей вестготы были ариане, и вот один из альбигойских элементов
уже с первых времен самостоятельности Юга прививается на его почве??.
Столетие спустя франки одолевают вестготов и оттесняют их к югу; только одна
часть Септимании, названная Готией (именно Лангедок без диоцезов Тулузы и Альби,
или по римскому счету Narbonnes prima??), остается за ними по сию сторону
Пиренеев, и она-то делается ареной всех тех войн, которые совершались
впоследствии из-за обладания этой заманчивой страной.
В начале VII столетия арабы разрушили царство вестготов; Карл Мартелл в
732 году с трудом остановил их уже в самом сердце Галлии, Эд, герцог
Аквитанский, помогал ему в войне с мусульманами.
Пипин Короткий окончательно очистил от арабов весь Лангедок и присоединил его к
своей монархии (около 760 г.).
А между тем мусульманство уже успело оказать свое влияние на нравы страны, тем
более что, и изгнанное, оно заняло соседнюю Испанию. Естественно, что южанам и
теперь и после придется быть в постоянных столкновениях и сношениях с людьми
иной цивилизации, иных понятий, иной религии.
В обширном государстве Пипина герцоги и графы сделались королевскими
наместниками, исполнителями его повелений. Некоторую самостоятельность успела
приобрести с давнего времени династия аквитанских герцогов, получившая владения
от одного из древних королей франкских — Хариберта??.
Карл Великий в 778 году образовал особое королевство из Аквитании со
столицей в Тулузе. Более столетия Аквитания имела свое независимое
существование, Лангедок входил в нее некоторое время, пока не был соединен под
одно управление с испанскою маркой (818 г.). Б
|
|