|
м не согласиться, хотя тому и противились хищные
французские бароны.
— Вы, видимо, не перестанете вредить тулузцам, — говорил ему Петр.
— Да, государь, не следовало бы переставать, но из почтения к Вам я удержусь от
этого доброго дела на восемь дней 36.
Это было все, что смог выхлопотать король. В душе он не ждал от собора
ничего доброго; с самого открытия заседаний собрания, понимая, каковы будут их
последствия, он обдумал собственный образ действий — и, внезапно оставив Лавор,
уехал в Тулузу. После разных формальностей на соборе хотели приступить к
решениям по поводу прежнего папского предложения (последние же в этот день
только составлялись в римской государственной канцелярии).
Однако в этот момент от короля прибыло посольство из духовных лиц и привезло
собранию меморандум под скромным заглавием: «Петиции короля арагонского к
прелатам, собравшимся на собор в Лаворе». Вот его текст:
«Так как святая матерь наша, Церковь, не только наказует, но и милует, то я,
почтительнейший сын ее, Педро, милостью Божьей король арагонский, униженно и
настоятельно прошу вашу святость за Раймонда, графа тулузского, который желает
возвратиться в недра матери нашей Церкви и обязуется исполнить все то, что вы
ему предпишете сделать во очищение прегрешений его и в вознаграждение за
поношение и оскорбление, причиненные им как самой Церкви, так за убытки и обиды,
сделанные им разным храмам и прелатам, и если на то будет милосердие этой
святой матери, то просит он, граф, милостиво восстановить его во владениях и в
других ущербах. Если же Церковь не соблаговолит внять нашей просьбе королевской,
ради личности графа, то король настаивает и просит за сына его, ибо отрок
никоим образом отвечать лично не может за все случившееся, — под тем условием,
что сам он (старый граф тулузский) обязуется, во очищение грехов своих, с
рыцарством своим служить или в помощь испанским христианам на сарацинской
границе, или в заморских странах, сообразно тому, что сама Церковь признает
лучшим. За поведением же юноши, дабы он поступал как следует во славу Господню
и Святой Римской Церкви, будет иметься строгий при смотр, а управление его
землями предоставлено будет ему не прежде того, как он предоставит явные
свидетельства своей доброй жизни.
Так как граф Комминга не только никогда не был еретиком или их единомышленником,
а скорее врагом их, и так как он притом уверяет, что лишился владений своих
единственно потому, что оказал помощь графу тулузскому, своему родственнику и
сюзерену, то король ходатайствует за него, как за вассала, и просит возвратить
ему земли его с тем, чтобы он сделал удовлетворение Церкви, если бы оказалось,
что он в чем-либо погрешил против нее.
Равным образом, так как граф де Фуа не причастен ереси и никогда еретиком не
был, то король ходатайствует также и за него, как за возлюбленного родственника,
которого оставить по справедливости он не может без поношения себе самому, и
просит, из почтения и любви к нему, королю, возвратить графу де Фуа его земли,
обязав его, графа, исполнить в удовлетворение Церкви все то, чему присудит его
милосердие матери Церкви, если окажется, что он погрешил против нее.
Равным образом тот же король ходатайствует за вассала своего Гастона Беарнского
и убедительно просит возвратить ему землю и сюзеренские права, тем более что он
готов повиноваться решению Церкви и беспристрастных судей, если вы не
согласитесь допустить нас к расследованию и решению по этому делу.
В заключение король, считая должным взывать скорее к состраданию, чем к суду,
касательно всего вышеупомянутого, и предлагая вниманию вашему своих клириков и
баронов, посланных к вам для переговоров, обещается, со своей стороны,
утвердить все, о чем вы условитесь с ними. Король просит вас отнестись к послам
с радушием и вниманием и не задерживать их, дабы с тем большей пользой помощь
этих баронов, равно как и самого графа Монфора, могла быть употреблена в земле
испанской на дело всего христианства, в честь Господа и распространения святой
матери нашей, Церкви» 37.
Эта грамота была подписана в Тулузе 16 января, по странному стечению событий за
два дня до того, как была доставлена из Рима, за печатью Иннокентия,
приведенная нами инструкция легатам, составленная в том же самом духе. Дон
Педро опередил Иннокентия, не имея сведений от своих послов, — и это оказалось
одним из несчастных обстоятельств для альбигойцев, для Раймонда и для всего
Лангедока. События могли развернуться иначе, если бы Педро выждал время и не
предупреждал распоряжений Иннокентия; иное бы впечатление на прелатов лаворских
произвело послание папы, открыто объявлявшего себя на стороне короля
арагонского и требовавшего удовлетворения для его вассалов и, между прочим, для
графа тулузского.
Когда же на соборе прочли королевскую грамоту, то поняли, что заступничество
короля за еретиков и его самого делает причастным ереси, против которой
направлены все крестовые усилия. Легаты догадались, что Арагон и короля его
можно втянуть в войну и сделать предметом новых походов, которым не
предвиделось конца и которые всегда могли поддерживать суеверие и фанатизм.
Решено было потребовать мнение каждого члена собора по поводу королевского
вмешательства, а пока покончить с вопросом о прощении и разрешении от наказания
тулузского графа, так как имеющееся папское предложение было сделано в слишком
общих выражениях.
Понятно, что при таких обстоятельствах напрасно было рассчитывать на исход,
сколько-нибудь благоприятный для графа Раймонда. Об январском послании
Иннокентия прелаты лаворские никак не предполагали. Архиепископ нарбоннский
потому не имел причин смягчаться относительно арагонского короля, а тем более
относительно тулузского графа. Вместе с епископами альбигойским, коммингским и
тулузским он прочел от имени всего собора заявление в жестких тонах. Он говорил,
что нет причины оправдывать тулузского графа от обвинений в ереси и в смерти
легата де Кастельно, что в том и другом случаях граф достаточно не оправдался.
В подтверждение этого Арнольд приводил следующие причины:
1) Граф Раймонд много раз под присягой обещал изг
|
|