Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Франции :: Марион Мелвиль - История ордена тамплиеров
<<-[Весь Текст]
Страница: из 130
 <<-
 
ву Иерусалимскому, чтобы служить Господу и жить без 
имущества, под властью магистра. В качестве вклада она приносит свой фьеф в 
Вилламолаке, с согласия двух своих детей - "и да приведет меня Господь к 
истинному покаянию и в свой святой Рай!" [71] Поскольку устав запрещал 
принимать в орден сестер, пострижение Азалии в монахини, вероятно, было лишь 
формальностью. Но что можно сказать о престарелой англичанке Джейн, супруге 
Ричарда Чалдфелда, которая также принесла свой обет сестры ордена Храма пред 
Азоном, архидиаконом Уилтшира? Азон отправил ее с грамотой в Дом тамплиеров, 
"поскольку видел, что она перешагнула возраст, когда можно было иметь по 
отношению к ней дурные подозрения". Какими таинственными путями, какая 
рыцарская мечта, запретная для женщин, заронила ей в голову мысль стать 
тамплиером? [72] 
      Иногда, листая картулярий, мы находим и следы трагедий. Вот - рыцарь Ги 
Корнелли из Тиль-Шатель, "где он пришел к мысли отправиться в Иерусалим и там, 
в Храме Божием, нести службу Господу как рыцарь до конца своей жизни". Его жену 
Резвюиду, подарившую ему трех маленьких дочерей, после нескольких лет брака 
внезапно поразила проказа и с тех пор отделила и от него, и от мира. Чтобы 
обеспечить заботу о своей жене и девочках, Ги передал их под опеку аббата св. 
Бенигны в Дижоне, которому уступил наследство, полученное от своего отчима Сито.
 Аббат же должен был за это снабдить его двумя лошадьми и тысячей су на 
экипировку и дорожные расходы. Грамота была удостоверена герцогом Бургундским и 
самыми благородными сеньорами края. [73] 
      В целом документы XII в. исчисляются тысячами, и благодаря такому 
изобилию мы достаточно хорошо осведомлены о структуре орденских командорств. В 
Европе, за исключением Иберийского полуострова, тамплиеры военной силой не 
располагали, не строя никаких замков, поскольку было решено никогда не 
сражаться против других христиан, хотя, особенно в глухих землях или на 
границах, существовали небольшие укрепления, способные оказать сопротивление 
разбойникам и грабителям. Сельские командорства тамплиеров создавали 
земледельческие хозяйства, часто весьма развитые; при этом было бы заблуждением 
полагать, что орден предпочитал дома и ренты землям, пригодным для обработки. 
Городские командорства являлись скорее складами и конторами. Орден Храма 
существенно отличался от прочих монашеских орденов определенной земной 
миссией - защитой Святой Земли; он нуждался в средствах, и функцией его 
западных командорств было их предоставление. У цистерцианцев, прошедших сходный 
путь развития, увеличение доходов было спорадическим; у тамплиеров же - 
необходимым и желанным. Рыцари Храма не были новаторами, и вполне практичное 
предпочтение, которое они оказывали арендной плате, вело к превращению 
зависимых крестьян с их "рабскими" наделами в лично свободных земледельцев; 
сегодня это назвали бы "социальным возвышением" крестьян, зависевших от ордена. 
Управление, которое вели тамплиеры, представляется справедливым. Они 
распоряжались ценностями согласно законам и обычаям того края, в котором 
обосновывались, и чаще всего обретали командоров среди мелкой знати с таким 
расчетом, чтобы их имения органично входили в жизнь местности. 
      Командорства поначалу состояли из давших обет братьев: рыцарей, сержантов 
или братьев-ремесленников; последние начинают преобладать на протяжении XIII в.
: почти все свидетели на процессе, оборвавшем жизнь ордена, были 
братьями-сержантами, и именно в этом - одна из особенностей истории ордена 
Храма во Франции, нередко игнорируемая. 
      Вокруг монастырского ядра и формировалась вся организация добровольцев. 
Прежде всего, донатов - тех, кто всецело подчинялся ордену или довольствовался 
его покровительством вместе со своими семьями и имуществом согласно присяге, 
гласившей: "Отдаю тело мое и душу, мои земли и мою власть Дому ордена Храма, в 
руки магистра имярек"; в действительности же соглашение обычно заключалось на 
очень разных условиях. Далее следовали собратья (и сестры): благотворители, 
великие и малые; родственники давших обет братьев, каков бы ни был их статус; 
мирские рыцари, служившие временно в Палестине; женатые мужчины, примкнувшие к 
ордену Храма. На всех распространялись духовные привилегии, они имели доступ к 
сокровищницам милостей ордена и для себя могли выбрать место погребения на 
кладбищах командорства. Наконец достойные мужи, друзья Дома, светские советники,
 посредники, а в случае надобности - заступники; тамплиеры отзываются о них с 
уважением. 
      Среди сервов и вилланов мы встречаем особый класс - люди Храма. Но в чем 
их отличие от прочих? Известно, что они носили красный крест на своих одеждах, 
что этим знаком были помечены их дома и стада; можно предположить связь между 
этими людьми Храма и фактом избавления их сеньоров от налога на первые плоды с 
земель, ими распаханных; тамплиеры также не платили ни десятины от урожая с 
полей, которые они обрабатывали собственными руками или за свой собственный 
счет и повинности, ни за корм для своих животных. Но если некоторые 
братья-ремесленники и в самом деле брались за плуг, в ордене Храма все же не 
существовало категории, сопоставимой с послушниками, которые трудились на земле 
у цистерцианцев. Быть может, подобную роль в ордене играли люди Храма, 
украшенные красным крестом? 
      Все зависящие от ордена извлекали выгоду из своего положения, особенно в 
смутные времена; они включались в Божье перемирие, [*11] и чинившие им насилие 
попадали ipso facto под отлучение, если до этого доходило, ибо сами тамплиеры, 
похоже, решительно защищали своих. Преданные ордену люди считались свободными 
от повинностей, - от Них были избавлены тамплиеры, каким бы ни было мнение 
сборщиков налогов. Папская булла запрещала приходским священникам налагать 
(даже под видом покаяния) на них денежные штрафы. Английский легист сэр Джон 
Коук рассказывает, что поскольку красный крест был признаком состояния 
тамплиеров и поскольку их жилища пользовались большими привилегиями, люди в 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 130
 <<-