Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Франции :: Марион Мелвиль - История ордена тамплиеров
<<-[Весь Текст]
Страница: из 130
 <<-
 
ажающего воображение. Кроме 
военных деталей, устав мог бы принадлежать любой религиозной общине. Некоторым 
критикам было угодно отнести ряд статей или даже весь устав к эпохе, 
последующей за Собором. "Некоторые статуты <...> не могли определиться при 
основании ордена Храма: они свидетельствуют о приобретенном опыте, обширном 
влиянии". [32] 
      Однако следует учитывать, что Бедные рыцари жили сообща в течение девяти 
лет, и хотя вначале их было только девять, хронисты уверяют, что их численность 
увеличилась очень быстро. Возможно, это происходило за счет мирских рыцарей, 
которые служили Дому некоторое время, не принося обета и считаясь сотоварищами? 

      В 1120 г. Фулък V Анжуйский совершил паломничество в Святую Землю, где 
служил как собрат тамплиеров: он побудил и других французских сеньоров 
последовать своему примеру [33] . Согласно Жаку де Витри, вначале Бедных 
рыцарей было девять, в то время как Гийом Тирский утверждает, что в пору Собора 
в Труа их было столько же. Но это - абсурд! Гуго де Пейен привел шестерых своих 
соратников из Палестины во Францию; не оставил же он троих в Святой Земле? 
Намерение архиепископа Тирского сбить спесь с тамплиеров проявляется в первой 
же главе, посвященной ордену [34] . 
      Впрочем, опыт и влияние ордена Храма были достаточно велики, его слава 
настолько широко известна, что король Альфонс I Арагонский оставил рыцарям 
треть своего королевства по завещанию, составленному при осаде Бургоса менее 
чем через четыре года после Собора в Труа (1131). 
      Единственная из статей очевидно является позднейшим добавлением к 
решениям Собора; даже из ее текста видно, что устав был утвержден не в Труа, но 
"по общему совету большинства капитула", то есть некоторое время спустя 
генеральным капитулом ордена. Во всем предыдущем тексте тамплиеры говорят от 
своего имени и пишут "мы" вместо "вы", употребленного в их адрес преподобными 
отцами. 
      Пусть сержанты и оруженосцы не носят белых одежд, ибо это наносит Дому 
великий урон. Ибо в землях по ту сторону гор появились лжебратья, женатые и 
прочие, которые называли себя братьями ордена Храма, но были мирянами. Это 
принесло нам много позора, а ордену рыцарства - много ущерба, ведь даже 
тамошние оруженосцы преисполнились гордыни, вызывая многочисленные распри. Так 
пусть же потрудятся выдать им черные платья, а если нельзя таковых найти/ то 
пусть дадут им такие, какие сыщутся в этой провинции, но пусть они будут самые 
дешевые, то есть, из грубой шерстяной ткани. [35] 
      Капитул ордена предстает здесь высшим авторитетом. Но это не значит, что 
статья появилась много позднее Собора. Ибо весной, 19 марта 1128 г., Тереза 
Португальская [36] отдала тамплиерам владение Сур на Мондего вместе с замком, 
преграждавшим южный путь из ее королевства. По существу эта крепость находилась 
"Tras Os Montes" [по ту сторону гор (порт.)]. Упомянутые уже инциденты вполне 
могли случиться там. Немало волнений и беспорядков должно было произойти в 
Португалии, прежде чем некоторые рыцари, отправленные туда с миссией, смогли 
установить дисциплину и поддержать зарождающиеся институты нового ордена в этой 
отдаленной стране. 
      ГЛАВА II 
      Странствующие рыцари 
      Отцы Собора в Труа даровали рыцарям первоначальный устав, который 
впоследствии был вынесен на одобрение папы Луция II, патриарха Иерусалимского и 
магистра ордена Храма. В то же время Собор предоставил им право носить белые 
плащи, владеть и управлять землями и вассалами (невзирая на обет бедности) и 
получать, в качестве милостыни, десятину. 
      Основав таким образом орден Храма, Гуго де Пейен и его рыцари отправились,
 каждый по отдельности, на поиск соратников и пожертвований. Гуго возвратился в 
Нормандию к королю Генриху I Английскому. Генрих "принял его с великим почетом 
и пожаловал ему много сокровищ золотом и серебром. Затем король послал его в 
Англию, и был он там принят всеми достойными мужами, которые одарили его из 
своих сокровищ, равно как и в Шотландии" [37] . Вероятно, прежде чем покинуть 
Англию, Гуго заложил основание новой ветви ордена Храма с центром в Холборне. 
Во Фландрии перед графом Гийомом Клитоном ходатаем за орден от имени своего 
рода выступил Годфруа де Сент-Омер, сын шателена в городе Сент-Омер и один из 
первых Бедных рыцарей. Гийом Клитон предоставил тамплиерам Фландрский Рельеф - 
выплату, взимаемую с каждого наследника, вступившего в обладание своим феодом, 
и этот дар государя получил одобрение фламандских и нормандских баронов [38] . 
Первым среди свидетелей, удостоверивших его, был Осто де Сент-Омер, которому 
впоследствии было суждено стать тамплиером и отличиться в ордене. [39] Гийом де 
Фоконбер, владелец Сент-Омера, вместе с прочими выплатил ордену Храма рельефы 
своей сеньории с приходами Шлипп и Лессенг. [40] 
      Однако пожертвования ордену Храма совершались не без трудностей. В 
течение двух предшествующих столетий, как следствие глубокого благочестия, 
основывались новые религиозные общины, одаренные милосердием верующих, щедро 
осыпанные фьефами, десятинами и привилегиями. Общины нередко приходилось 
ограничивать изнутри, чтобы освободить место для тамплиеров. В случае с 
Обстальской часовней в Ипре понадобилась власть архиепископа Реймсского и 
вмешательство епископов Монса, Суассона, Шартра, Пана, Шапона и Арраса, а также 
папское подтверждение, дабы постановить: милостыня, собранная в часовне в 
течение трехдневных молитв для Благословения Полей [Rogations] и последующих 
пяти дней, принадлежала рыцарям, а каноникам св. Мартина Ипрского причиталось 
бы данное на протяжении осгального года [41] . Бесчисленные повторения папской 
буллы свидетельствуют, что дело оставалось спорным, пока существовал орден 
Храма. 
  
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 130
 <<-