|
еров, рассказывает, что они носят "бело-черное знамя,
которое называют "le Beaucent", показывая, что открыты и доброжелательны по
отношению к своим друзьям, черны и грозны для врагов <...> Львы на войне, агнцы
во время мира". [213] Но символика выражена изображением на знамени, а отнюдь
не скрытым в его названии таинственным значением.
Сенешаль может подарить парадного коня или мула, боевое седло, красивый
серебряный кубок или одежду из "разноцветной или ярко-красной ткани. Но дары
сии следует делать по совету братьев, которые окажутся в этой стороне, к пользе
Дома". Просматривается своего рода должностная иерархия даров, поскольку
магистр имеет право жаловать сто золотых монет или золотой кубок.
Маршал монастыря выполняет несколько функций. Прежде всего он отвечает за
монастырскую дисциплину как в мирное, так и в военное время; сам проводит
перекличку рыцарей, собравшихся слушать мессу или Часы; отдает распоряжения на
день, даже когда присутствует магистр; заботится о содержании всех лошадей и
прочих животных монастыря и каравана, вьючных и "под седло", с вооружением,
доспехами и сбруей, предоставленных рыцарям или помещенных в конюшни маршала.
Более того, он командует монастырем в военное время (разумеется, под верховным
предводительством магистра), - не забудем, что в ту эпоху бремя расходов лежало
лично на командире. Маршал сам несет знамя как знак единения в битве, и, когда
тяжелая кавалерия стремительно атакует, именно ему, согласно выразительной
формуле, надлежит fournir la pointe. [214] [*11]
Маршал имеет право на четырех лошадей, включая одного боевого коня, и ему
полагаются два оруженосца. Его сопровождают хорошо экипированные сержант и
туркопол. Вместо круглого шатра у него шатер, называемый aiguillier, с
небольшой палаткой (grebeleur) для оруженосцев.
И когда он отправится по выгонам с монастырем, вьючные животные командора
Земли должны везти его и его ячмень, и его котел в какую бы то ни было землю.
Маршал должен иметь под своим началом все оружие и все доспехи Дома те,
которые покупают, чтобы передать их братьям монастыря, или те, которые получают
путем подарков, милостыни и добычи. И вся добыча, имеющая отношение к оружию,
даже если она была куплена с торгов [215] , должна перейти в руки маршала.
Маршал, в какой бы земле это ни было, может покупать лошадей и мулов. Но
он обязан довести это до сведения магистра, ежели он там. А магистр должен
приказать выдать ему золотые монеты, если видит, что тот нуждается в них.
Маршал может дать добродетельному мирянину, другу Дома, седло, на коем тот
будет ездить или же вернет его, а также прочее мелкое снаряжение, но пускай не
делает этого слишком часто.
Стоимость подарков продолжает сокращаться.
Когда магистр и сенешаль оба отсутствуют в королевстве Иерусалимском и
когда великий командор не назначен, собирать капитул надлежит маршалу. Он также
назначает по совету достойных мужей знаменосца и подмарла, оба братья-сержанты.
Во время войны, по боевому кличу, командоры Дома должны собрать своих
животных [верховых и вьючных] и присоединиться к отряду маршала, и потом не
должны отъезжать без разрешения. И все братья, и все воины находятся под
командованием маршала, когда они на военной службе.
Маршалу нельзя избираться командором какой-либо провинции, по крайней
мере пока ему не будет разрешено оставить свои маршальские обязанности. Зато из
командоров по эту сторону моря (в Палестине), кроме сенешаля и казначея,
генеральный капитул может избрать маршалом любого.
Командор Иерусалимской земли является казначеем монастыря, и все
имущество Дома, с какой бы стороны оно ни прибыло, - с этой стороны моря или с
той, - должно быть возвращено и передано в его руки, и его должно поместить в
казну, и касаться или пользоваться чем-либо оттуда нельзя без того, чтобы этого
не видел и не учел магистр. И когда магистр это увидит, оно будет также
записано, и командор [королевства] обязан хранить его в казне, а также может
пользоваться им для нужд Дома. И если магистр или кто-либо из достойных мужей
спросит его о том, он должен будет отдать им в этом отчет.
Командор Иерусалимской земли должен снабжать сукноделъню всем, в чем она
будет нуждаться; и он может брать оттуда все, что пожелает, с согласия
хранителя одежд. И последний должен ему повиноваться.
Командор земли [Иерусалима] может дать парадного коня или мула, или
серебряный кубок, или платье, цветное или бурое <...> и реймсского полотна
друзьям, которые делают крупные подарки Дому. И все платья, цветные, или серые,
или алые, и все нераскроенные ткани, прибывшие в Дом посредством дара или
милостыни, находятся у командора Земли. А прочие платья должны отправляться в
сукнодельню <...>
Все выгоды по покупкам и продажам и все завещанные имущества и милостыни
стоимостью от ста золотых монет и выше, собранные командорами Домов, должны
быть внесены в казну; завещанные вещи меньшей стоимости остаются в пользу
командоров.
Но ежели завещание имущества Дому сделано на море, великое или малое, оно
должно отойти в казну.
Вся добыча и все вьючные животные, и все невольники, и полностью весь
скот, захваченные Домом Иерусалимского королевства на войне, находятся в
распоряжении командора Земли, кроме животных под седло, вооружения и доспехов,
кои принадлежат маршальству.
Все морские суда, принадлежащие Дому в Акре, находятся под командованием
командора Земли, так же, как и командор порта Акры и все братья, кои ему
подчинены. И все, что привозят эти суда, должно быть отдано командору Земли. Но
если какая-либо вещь послана магистру или одному из братьев лично, эта вещь
должна быть ему отдана.
Вот некоторые любопытные детали:
Если командору угодно приказать выдать седло из маршальского склада для
себя лично или для ка
|
|