|
азрыв соглашений с
халифом, заключенных командором Иерусалима.
Архиепископ Тирский согласился с тамплиерами, хотя и довольно неохотно.
Он возлагает ответственность за экспедицию на магистра ордена иоаннитов
Герберта д'Ассайи, "человека великодушного и обильной щедрости, но нетвердого и
непоследовательного. Подготавливая кампанию, он обременил свой Дом долгами и
под конец должен был сложить с себя свой магистерский сан <...>; говорят, он
надеялся заполучить для своего Дома город Бильбейс, когда будет взят и подчинен
Египет. Братья ордена Храма, то ли оттого, что предприятие, автором которого он
был, казалось им противоречащим чести, то ли потому, что позавидовали магистру
соперничающего Дома, отказались помочь и последовать за королем. Им казалось
несправедливым вести войну против нашего договора о союзе и нашей клятвы <...>
с халифом, который был нашим другом и доверялся нашим обещаниям". [166]
Результаты подтвердили опасения Бертрана. Египтяне, возмущенные
неожиданным нападением, призвали Ширкуфа, который пришел как союзник и стал во
главе их войска. Амальрик воспротивился возвращению в Палестину без сражения,
чем вызвал стратегический крах Латинского королевства, ускоряя "союз двух
премогущественных королевств, Вавилона и Дамаска, для уничтожения самого имени
христианина". Этого-то союза и опасался магистр ордена Храма.
Ширкуф вошел в Каир завоевателем 8 января 1169 г. Шестью днями ранее, 2
января. Бог призвал Бертрана де Бланфора. [167] Жоффруа Фуше уже покинул Святую
Землю, чтобы принять на себя обязанности командора Домов ордена Храма по эту
сторону моря, титул, который он будет носить до 1179 года. Он вновь появится в
Париже в 1168 г., в Каталонии - в 1169 г., во Фландрии - в 1171 г. Рядом с
Папой он принимал участие в работе капитула в Нуайоне с 1171 по 1179 -
последний год своей жизни. [168]
Там же, где, как станет вам известно, собрались рыцари, не пребывающие
под отлучением (лат.).
Буквально этот оборот означает, скорее всего, не конкретный орден Храма
(хотя именно таков общий смысл текста), а все палестинское рыцарство,
сообщество благородных крестоносцев; "Заморье" определяется здесь с точки
зрения европейцев. Возможно, однако, иное прочтение: "присоединиться к
рыцарству [палестинскому] из заморской страны", т. е. из Европы.
Да не имеют дела братья Храма с отлученными (лат.).
Возможно, следовало пародировать жест драчуна; по крайней мере, в
разговорном французском языке "завить себе вихор" (se creper le chignon)
употребляется в значении "вцепиться друг другу в волосы".
Отсылка к поучению апостола Павла, призывавшего соблюдать общественные
правила и приличия: "Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы,
то это - бесчестье для него <...> А если бы кто захотел спорить, то мы не имели
такого обычая [1 Послание к Коринфянам, 11, 14-16].
Алиенора (Элеонора) (1122-1204) - дочь и наследница герцога Гийома VIII
Аквитанского; в 1137-1152 гг. - супруга Людовика VII; затем - супруга и вдова
Генриха II Плантагенета, короля Англии, которому, таким образом, достались ее
огромные владения на континенте; мать Ричарда I Львиное Сердце и Иоанна
Безземельного.
Следующее воскресенье после Пасхи. Октава здесь - день, следующий через
неделю после праздника.
Император Византии (1143-1180).
История реальных и мнимых увлечений королевы Алиеноры представляется
сегодня далеко не столь ясной.
От лат. puer (дитя), pullinus (породистый жеребец), старофр; apoulain
(апулиец) или даже poulain (поляк). Христиане Сирии, Палестины. Обычно термин
применялся к тем потомкам крестоносцев и прочих переселенцев из Европы, которые
родились уже в Палестине (объяснение Жака де Витри, возводившего poulain к
pullus, жеребенку, или к Апулии в Италии, откуда будто бы часто бывали родом
матери пуленов), иногда - к потомству от смешанных браков европейцев и
"местных". Порой пуленами называли всех латинян, основательно обосновавшихся в
Святой Земле, в отличие от людей приезжих, чей подлинный дом оставался в Европе.
По аналогии с папской Латеранской резиденцией в Риме.
Особая одежда, на которой изображался собственный герб рыцаря.
Высокопоставленный чиновник с секретарскими обязанностями; называя его
должность, Гийом смешивает арабские слова "эмир-аль..." с привычной европейской
терминологией.
ГЛАВА VIII
Банкиры и дипломаты
Банкирская деятельность ордена Храма известна хорошо. [169] Эта функция,
приобретшая особенно большое значение в последние годы существования ордена,
вначале должна была лишь обеспечить поддержку паломников в Святой Земле. Затем
в истории Дома появился обычай давать в долг путешественникам. В картулярии,
датированном октябрем 1135 г., приводится первый пример такого залогового займа,
подписанного тамплиерами. Заем был предоставлен некоему Пере Десде из Сарагосы
и его жене Элизабете, о чем свидетельствует соответствующая запить:
Следуя нашей воле, мы отдаем Богу и рыцарству ордена Храма наше
наследство в Сарагосе, дома, земли, виноградники, сады и все, чем мы там
обладаем. И вслед за этим сеньоры ордена Храма Соломона из милосердия выдадут
нам 50 мараведи, чтобы мы совершили свое паломничество ко Гробу Господню. И мы
составляем сей договор на случай, ежели один или другой из нас возвратится из
этого паломничества в Сарагосу, и мы пожелаем воспользоваться этой
собственностью, чтобы они приписали на свой счет бенефиции, кои извлекли бы из
нашей собственности, а их 50 мараведи мы им выплатим. Потом мы будем проживать
в своих владениях, и после нашей смерти они останутся свободными от ордена
Храма Соломона навсегда.
|
|