|
огласия его капитула.
Заметим, что булла не говорит ни о св. Бернаре, ни о Соборе в Труа. Так
как Иннокентий II своим избранием был обязан аббату Клервоскому и всегда
выражал ему признательность и даже почтение, мы обнаруживаем здесь наилучшее
возможное свидетельство против включения устава в творения святого.
Запрещаем всем требовать от вас тех клятв или присяги, которыми
пользуются миряне. Равным образом запрещаем вашим братьям - рыцарям и
сержантам - покидать свое жилище и свой Дом или вступать в другой орден без
разрешения вашего магистра и вашего капитула.
Поскольку защитники Церкви должны существовать на средства Церкви: "Мы
запрещаем всем уступать вымогательству десятины; напротив, Мы утверждаем вас в
пользовании десятиной, которая будет вам вноситься с согласия епископа". Битва
за десятину завязалась и продлится долго. [78] Но еще серьезнее ущемляла власть
диоцезов следующая привилегия:
Дабы ничто не мешало спасению ваших душ, вы можете взять себе в помощники
клириков и капелланов и держать их в своем Доме и в собственном повиновении,
даже без согласия епископа диоцеза, властью Святой римской Церкви. Эти
капелланы должны пройти испытательный срок в один год, и ежели они окажутся
зачинщиками беспорядков или просто бесполезными для Дома, вы можете отослать их,
отобрав среди них лучших. Капелланы не должны дерзостно вмешиваться в
управление Дома, по крайней мере если этого не прикажет магистр. Они заботятся
о душах, если только этого желают магистр и рыцари. Они не подчинены никому вне
капитула и должны повиноваться тебе, дорогой сын Роберт, как своему магистру и
прелату.
Процитированные положения неоднократно повторяются в тексте статутов. К
своим капелланам рыцари всегда относились с большим недоверием, даже с
презрением. Но третья привилегия буллы окончательно отстраняла епископов от
всякого контроля над духовными делами ордена Храма.
Оговаривая епископские права в том, что касается десятин, даров и
погребений. Мы вам предоставляем право возводить часовни во всех местах,
имеющих отношение к ордену Храма, дабы вы и ваши близкие смогли бы там служить
службу и быть там похороненными. Ибо непристойно и опасно для души, когда
давшие обет братья, идя в церковь, должны смешиваться со сбродом грешников и с
мужами, посещающими женщин.
Несколькими годами позднее часовни тамплиеров наполнились этими мужами -
как и женщинами, - которые покидали свои приходские церкви ради храмов ордена.
И борьба с епископами, отстаивавшими свои права, усугубилась еще больше.
За буллой "Omne Datum Optimum" в 1145 г. последовала другая - "Militia
Dei", оповещавшая епископов о том, что тамплиеры отныне имеют право возводить
часовни [79] . Сотня переизданий показывает, сколь трудно было навязать свою
волю белому духовенству и воспользоваться привилегиями, дарованными Папой.
Споры начались вокруг вопроса о деньгах. В 1160 г. тамплиеры жаловались на то,
что епископы отбирают у них треть от имущества, завещанного ордену теми, кто
желал быть похороненным на их кладбищах. Булла "Dilecti filii" [80] имела целью
обязать белое духовенство удовлетвориться четвертью завещательного дара.
Несмотря на предоставленную им часть завещанного имущества, епископы всегда
противились погребению на кладбищах ордена. Они требовали также и уплаты
десятины, от которой Дом был освобожден. В целом Папы принимали сторону
тамплиеров; иногда просили их, ради согласия в Церкви, договориться миром. В
споре между Домом Лиона и Шалона-на-Соне и канониками Турню по поводу десятины,
некогда взимавшейся этой церковью, Александр III согласился с рыцарями, но
все-таки просил их уплатить хотя бы что-нибудь, дабы удовлетворить каноников:
"Et nos debemus honestatem vestram non immerito commendare" [81] [*13] В другой
раз тамплиеры возвели часовню в приходе Шорхем в Сассексе. Местный аббат
противопоставил их действиям привилегию, согласно которой ни архиепископ, ни
епископ, ни иное лицо не могут сооружать часовню в приходе, принадлежащем его
аббатству. Александр III вынес решение, что тамплиеры могут сохранить свою
молельню, но не должны ни требовать десятины от прихожан, ни допускать их к
мессе, ни хоронить их. Прихожане могли слушать мессу тамплиеров, но только
после приходской службы, и подавать милостыню, какую пожелают. [82] Такое же
решение было принято в споре между тамплиерами и дижонским канониками св.
Стефана, и во множестве подобных случаев. [83]
Продолжая упорно бороться за привилегии, уже предоставленные Святым
престолом, тамплиеры живо интересовались лицами, находящимися под интердиктом
или отлучением. Предание запрещению и анафеме было оружием, которым Церковь
злоупотребляла в XII в., и тамплиеры в полной мере сознавали возможную выгоду.
У них уже было право собирать пожертвования раз в год в каждом храме: по булле
Milites Templi 1144 г., если они приезжали в город, деревню или замок,
находившиеся под интердиктом, церковь должна была один раз открыться и месса -
совершиться во имя "чести и почитания их рыцарства", - supressa voce et sine
tintinnabulis [*14] и исключая присутствие отлученных. [84]
В 1143 г. английские тамплиеры, окружив Жоффруа де Мандевиля, графа
Эссекса, на смертном одре, покрыли его белым плащом в знак принятия ad
succurrendum, несмотря на анафему, тяготевшую над ним (собственно, он вполне
заслужил ее за совершенные преступления). Сначала его похоронили без церемоний,
in antro quodam, в лондонском Старом Храме, а потом - с папским отпущением
грехов и церковным обрядом на кладбище Нового Храма. [85] Десятью годами позже
Александр III сурово упрекал орден за погребение тел отлученных, приказав
убрать их с кладбищ. В следующем столетии те, кто был предан анафеме,
допускались к мессе и Таинствам, и жены друзей ордена прибегали к помощи
храмовников для крещения новорожденных детей, хотя бы мужь
|
|