|
ь их, потребовалась значительная духовная эволюция, которая положила
начало и крестовым походам. Церкви пришлось трансформировать богословскую
концепцию войны. Ей пришлось принять рыцарство, дав ему место в христианском
обществе, в миропорядке, угодном Богу.
Война справедливая и война священная
Ранее христианство осуждало всякую войну, любое насилие. Последствие
первородного греха, война, всегда неприемлемая и беззаконная, является
бедствием. Однако очень скоро произошло изменение этой доктрины: вместо того
чтобы рассматривать войну как таковую, упор был сделан на ее участников. Можно
ли обвинить того, кто защищает себя перед лицом агрессии? Христианская теология
стала более гибкой и сформулировала понятие справедливой войны. Война, цель
которой заключается в достижении богатств и почестей, противозаконна — если
только ее задачей не является защита права. Вот тогда она, в принципе,
допустима. Война должна быть последним средством восстановления справедливости,
к которому нужно прибегать, когда все остальные уже исчерпаны. Начать ее может
только государь или государственная власть. Заметим, между прочим, что в любом
случае христианство осуждало усобицы.
В IV в., после крещения Константина, Римская империя стала христианским
государством. Хотело христианство того или нет, ему нужно было
приспосабливаться к новому положению дел. Св. Августин первым предлагает теорию
справедливой войны: «Справедливыми называются войны, которые карают беззаконие,
когда народ или государство, которому объявляется война, пренебрегло своей
обязанностью наказывать злодеяния своих подданных или возместить то, что было
похищено благодаря этим несправедливостям». И еще: «Когда воин убивает врага,
как судья или палач, которые обрекают на казнь преступника, я не считаю это
грехом, ибо, поступая так, они исполняют закон».
Справедливая война является не более чем карательной акцией, но
одновременно призвана искоренить несправедливость. В VII в. Исидор Севильский
добавил к определению Августина важное уточнение: «Справедлива та война,
которая начинается после предупреждения и ведется для того, чтобы возвратить
назад имущество или отразить нападение врагов». Этот аргумент впоследствии
послужит обоснованию крестовых походов, имевших своей целью возвращение Святых
мест, беззаконно удерживаемых неверными14.
В дальнейшем эта доктрина почти не эволюционировала; однако, придя в
противоречие с реальностью, она стала более изощренной. Папы, проводившие
григорианскую реформу и желавшие «освободить Церковь от мирской власти»,
стремились расширить поле узаконенного насилия. Чуть позже мы подробно
рассмотрим связь между крестовыми походами и движением за Божий мир. Здесь же
мы ограничимся лишь ссылкой на мнение Ансельма Луккского, который, как полагает
Жан Леклерк, послужил важнейшим звеном в цепи от св. Августина до св. Бернарда.
Пытаясь защитить действия папы, Ансельм признал за самой Церковью право
принимать решение о применении силы без посредничества какой-либо светской
власти. Урбан II об этом не забыл: произнеся свою речь в Клермоне, он превратил
крестовые походы в сугубо папское дело.
Размышления св. Бернарда о справедливой войне также оставили глубокий
след в истории и практике первой половины XII в. Война должна быть лишь
наименьшим из зол, к которой следует прибегать лишь в самом крайнем случае и
изредка. Война же между христианами становится законной только тогда, когда под
угрозу поставлено единство Церкви; надо также избегать насилия против иудеев,
еретиков и язычников, так как истину нельзя насаждать силой. Христианин должен
действовать убеждением, а справедливалишь оборонительная война. Св. Бернард
приравнивает крестовые походы против неверных, мусульман к оборонительным
войнам, которые люди ведут с честными намерениями и избегают ненужного
насилия15.
От справедливой войны естественный ход размышлений привел к священной
войне. Вслед за Грацианом канонисты XII в. полагали, что справедлива лишь та
война, которая ведется для защиты истинного Бога, истинной веры и Церкви Божией.
Когда она обращена вовне христианского мира, против язычников и неверных,
справедливая война становится священной. В общем, это особый термин,
обозначающий столкновение с определенным типом противника. Но священная война
требует от того, кто в ней участвует, еще более убежденного осознания своего
долга и еще более стойкой нравственности16. Священная война предполагает
подлинное внутреннее перерождение. Истинно верующий не просто исполняет закон:
он еще и сражается за Христа и умирает ради спасения своей души. Св. Бернард
написал об этом без обиняков:
Когда он предает смерти злодея, это не убийство человека, а, дерзну сказать,
искоренение зла. Он мстит за Христа тем, кто творит зло; он защищает христиан.
Если он сам падет в бою, то не погибнет, а достигнет своей цели. Ведь он несет
смерть во благо Христа, а принимает ее — во имя блага собственного.
Легко понять, что идея священной войны полностью укладывалась в
концепцию крестового похода, хотя и не была ее единственным элементом.
Движение за мир Божий
Справедливая война или священная война были самой короткой дорогой к
миру. Это лишь кажущийся парадокс. В Средние века мир мыслился прежде всего как
поддержание угодного Богу порядка. По св. Август
|
|