|
ужия. «Эймерик и Гильом-Шабер де Барберано предают
свои и души и тела воинству, и, когда они покинут мир, они оставят лошадей и
оружие»™. Этот отказ от вооружения и коней символизирует отречение от мира.
Братья монастыря; члены братства, участвовавшие в деятельности ордена,
часть которых жила в командорстве, а другие заведовали там хозяйством или
занимались иными делами; люди всякого положения, свободные и зависимые, которые
через дарение ad hominem и скромное пожертвование обеспечили себе
покровительство ордена Храма как на небе, так и на земле. Довершим картину
семьи тамплиеров, упомянув батраков, ремесленников, возниц, писцов и нотариев,
которые просто выполняли наемную работу для ордена. В одном ракте 1210 г.,
составленном в Велэ, присуствуют подписи возницы Пьера, сапожника Мартена,
пастуха Этьена и повара Пьера101. В Гардени, в Каталонии, прецептор монастыря
вознаграждал услуги общественных нотариев и окрестных священников, составлявших
подобные документы. В этой связи уточним, что иногда сами тамплиеры были в
состоянии составлять эти акты. Около сотни таких документов из картулярия
Сельва в Руэрге написаны братом-тамплиером102.
Тем не менее не станем сейчас об этом распространяться. Огромное
множество тех, кто вступал в орден Храма, и, шире, тех, кто ему жертвовал, были
выходцами из мелкой и средней аристократии. В Ваоре список благодетелей,
естественно, возглавлял сеньор этой области, могущественный граф Тулузы; но
позади него рука об руку шли сеньоры Сен-Антонена и рыцари Пена, рыцари Монтагю
и духовные лица из местных церковных учреждений (которые набирали своих монахов
из той же благородной среды). В Монсоне все известные командоры происходили из
аристократии Комменжа, и все феодальные семейства графства, по примеру графа
Додона, вступившего в Орден в 1172 г., внесли свой вклад в расцвет ордена. В
Велэ семьи Ла Рош-Ламбер, де Фойе, де Марман, де Дальма, все имеющие корни в
этом регионе, поставляли прецепторов, братьев-рыцарей и братьев-капелланов. Еще
более красноречив пример области Сельве в Руэрге. Тамплиеры присутствовали там
примерно с 1140 г., а в 1148 г. там было учреждено командорство. Открытое
несогласие разделило самые могущественные и богатые сеньориальные семьи,
благоволившие цистерцианцам, и рыцарей из мелкой аристократии, которые населяли
и обогащали этот дом Храма. Первые находились в постоянном общении с Нижним
Лангедоком и его городами Безье и Нарбонном; они осознавали сущность феодальных
отношений и заказывали свои документы на латыни. Вторые, менее знатного рода,
жили в рамках своей среды и обладали дофеодальным менталитетом. Их документы
составлялись на провансальском языке. Цистерцианские аббаты были новоприбывшими
в этой области, в то время как все прецепторы тамплиеров были уроженцами
Руэрга103.
В Каталонии у ордена Храма были тесные связи с родами средней знати,
вроде семей графов Урхеля и Торроха, причем член последней, Арно, магистр
Монкады — одной из провинций Прованса-Испании — с 1180 по 1184 г. являлся
великим магистром ордена. В Англии мелкая знать обеспечивала существенную часть
рекрутов, в то время как в Шотландии тамплиеры выходили, главным образом, из
той нормандской знати, которую король Давид привел из Англии104.
Соображения, на которые ссылались люди, предлагавшие Храму самих себя и
делавшие ему пожертвования — эти две вещи всегда сочетались друг с другом, —
демонстрируют оригинальные черты наряду с традиционными. Я рассмотрю их вместе
с движением дарения. Здесь я остановлюсь лишь на самых обычных из них и на
некоторых исключениях.
Обычная мотивация, которой по всему христианскому миру
руководствовались те, кто приносили пожертвования и дарили самих себя,
подразумевала спасение души и освобождение от грехов.
Были и исключения в виде нескольких сомнительных «обращений», вроде
истории шотландца, «Гильома, сына Гальфрида, который, предпочитая праздность
труду», уступил в пожизненное пользование ордену свою землю в Эспертоне
(возможно, из владений своей жены). За это он, по-видимому, получил возможность
спокойно жить в доме Храма105. И разве не было капельки тщеславия в том, что
Ричард де Аркур, который сделал пожертвование монастырю Сент-Этьен в Реневилле,
стал тамплиером и завещал написать на своем надгробии, расположенном на хорах
церкви, следующую внушительную эпитафию: «Здесь покоится брат Ричард де Аркур,
рыцарь командорства рыцарей Храма, основатель монастыря Сен-Этьен»?106
Имели место, особенно в XIII в., решения, связанные с политической и
религиозной конъюнктурой своего времени. Вероятно, лангедокские рыцари,
подозреваемые в причастности к катарам или просто боявшиеся подобных обвинений
в свой адрес, вступали в орден из предосторожности. Достоверных фактов на этот
счет не существует, но следует поставить вопрос, не поэтому ли во время
процесса против ордена было выдвинуто обвинение в ереси.
Ссоры Фридриха II с папской властью — не говоря уж о разногласиях того
же Фридриха с орденом Храма — оказали влияние на набор в орден. В 1220 г. папа
признал Фридриха II императором; тем самым он отринул тех, кто отстаивал
интересы папства в королевстве Сицилия, государем которого и был Фредерик.
Дезориентированные сторонники папы покорились королю, бежали или скрылись.
«Были и те, которые вступили в орден Храма»107.
Тщательное изучение набора в орден Храма, и шире, движения дарения
показывает со всей очевидностью, что удивительный успех детища Гуго де Пейена
говорит о его полной приспособленности к особенностям западного рыцарства —
социальной и ментальной среды, выкованной Церковью.
Прием в орден
Теперь последуем за тем, кто стучит у ворот одного из домов Храма
|
|