|
е служат не Богу, а дьяволу»: их отличает
дисциплина, послушание, бедность и отказ от праздности. «Делают они то, что их
магистр им прикажет, или то, на что указывают нужды их братства». Аскетизм,
отказ от типичных удовольствий своего сословия, вроде охоты, — это как раз
идеал цистерцианцев, но несколько адаптированный, поскольку св. Бернард делает
вывод: «Я не решаюсь называть их монахами или рыцарями. И как назвать их лучше,
нежели дав им сразу два этих наименования, ведь у них нет недостатка ни в
кротости монахов, ни в смелости рыцарей?»
Вот тамплиеры и обрели легитимность. До этого момента св. Бернард не
проповедовал священную войну и никого не призывал к вступлению в новое воинство.
«Похвала» нисколько не похожа на призывной плакат: «Вступайте, торопитесь!»
Строгая дисциплина ордена может привлекать лишь немногих — элиту «обращенных».
Тем не менее оправдать выбор тамплиеров было недостаточно, нужно еще
было показать, что они осуществляют уникальное служение, которое никто не смог
бы взять на себя вместо них. В этом состоит смысл второй части «Похвалы», самой
проработанной и, возможно, самой новаторской во всем сочинении.
Служение братьев заключается в охране дорог, но речь идет не о любых
дорогах, а о дорогах «удела Божьего». Возвеличивающая задача нового воинства
заключается в том, чтобы вести сирых и убогих по тем самым путям, по которым
ступала нога Христа. Как замечательно подметил Жан Леклерк, св. Бернард
составил путеводитель для путешественников в Святую землю: «Он в большей
степени наставляет паломников, чем вдохновляет воинов».
Тамплиеры стоят на страже Святых мест, особенно дорогих всем
христианам: Вифлеема, Назарета, где вырос Иисус, Масличной горы и долины
Иосафата; Иордана, где Христос принял крещение; Голгофы, на которой Христос
«омыл нас от наших грехов, но не как вода, которая смывает грязь и оставляет ее
в себе, а как солнечный луч, который сжигает нечистоту, оставаясь чистым», и,
наконец, Гроба Господня, где лежал мертвый Христос и где желали упокоиться,
после тысяч испытаний, паломники. После этих страниц, посвященных мистическому
туризму, которые содержат не меньше размышлений о христианских догмах, св.
Бернард заключает:
Итак, эта отрада жизни, это небесное сокровище, это наследие верующих,
возлюбленные мои, поручено вашей вере, вашему благоразумию и вашему мужеству.
Ибо вам достаточно преданно и надежно охранять это небесный дар, если вы
полагаться будете не на свою ловкость и силу, а на помощь Божию.
Рыцарь сражается, монах молится. Первые тамплиеры сомневались в
законности своих ратных дел и сожалели о нехватке времени, которое можно было
бы посвятить молитве. Св. Бернард узаконил их воинские функции и доказал, «что
их молитвенная жизнь может найти пищу в тех местах, где проходит их служба»
(Жан Леклерк).
Как было воспринято это послание?
Точная дата его создания неизвестна, хотя, кажется, мы можем ограничить
его 1130-1131 гг.36 Остается лишь констатировать факты: после 1130 г. орден
Храма значительно увеличился. Кроме того, мы не можем разграничивать послание
св. Бернарда и кампанию по вербовке, которую вел Гуго де Пейен. Вполне возможно,
что одно способствовало другому.
Мы знаем больше о влиянии если не самой «Похвалы», то, по крайней мере,
идей св. Бернарда на Церковь и христианское общество. В 1139 г. папа Иннокентий
II издал буллу Omne Datum optimum (Всякое даяние благо). Это была первая
папская булла, посвященная миссии тамплиеров:
Природа сделала вас детьми гнева и любителями мирского сладострастия, но вот,
по милости павшей на вас благодати, вы вслушались в слова евангельской заповеди,
отбросили мирские удовольствия и свое имущество, сошли с легкого пути,
ведущего к погибели, и в смирении вступили на трудную стезю, ведущую к жизни. <.
..> Чтобы показать, что вас поистине следует считать воинами Христовыми,
постоянно носите на груди знак животворящего креста. <...> Сам Господь избрал
вас защитниками Церкви и противниками врагов Христа37.
Также говорил и аббат Клерво. Впоследствии папство не раз вернется в
своих буллах к причинам существования и задачам ордена Храма.
Не менее примечательно, что многие верующие на Западе начали ясно
осознавать роль нового воинства и передавать ему пожертвования. Должно быть,
любой тамплиер почел бы себя удовлетворенным, если бы прочел акт о дарении,
сделанном 1133-1134 гг. в Дузане (Лангедок) некоей Луареттой. Она уступала всех
своих держателей и все подати, которыми владела в городе Дузане, наряду с двумя
участками (condamines) земли на территории замка Бломак «рыцарям Иерусалима и
храма Соломона, которые мужественно сражаются за веру против злокозненных
сарацин, вечно занятых тем, чтобы истребить Божий закон и верных, которые ему
служат». Лауретта восприняла богословскую теорию крестового похода как
оборонительной войны. В этом тексте явно прослеживается стилистика и эмоции,
присущие «Похвале», правда, сформулированные менее четко38.
Посмотрим шире: Жан Ришар, исследуя тамплиеров и госпитальеров Шампани
и Бургундии, обоснованно отмечает, что завещания, оставленные в пользу одного
или другого ордена, носят благочестивый характер и адресованы людям молитвы.
Благодаря этим могущественным и уважаемым орденам верующие надеялись получить
более легкий и действенный доступ к божественной благодати. Не потом
|
|