|
своего
командора.
89
трапезы
Прошли те времена, когда бедные рыцари Христовы
в знак смирения пользовались одной миской
на двоих. Они отказались от этого обычая, который,
вне всякого сомнения, представлял серьезные неудобства.
Теперь каждый рыцарь имеет собственную,
предусмотренную Уставом «роговую·> миску, то есть
из рога или из дуба. В его распоряжении имеются два
кубка (один повседневный и один праздничный,
они представляют собой чаши с расширяющимися
краями) и одна ложка. Как известно, вилка в те времена
еще не была введена в обиход.
Рыцари, братья-служители и оруженосцы трапезничают
отдельно. Трапеза состоит из двух перемен,
которые называются «монастырями·>, а в крупных
командорствах существует и третья перемена блюд с
учетом большого количества братии и разнообразия
их занятий. Когда раздается звук «трапезного колокола
·>, вся братия направляетсн в трапезную в соответствии
с родом своих занятий, за исключением
брата кузнеца, если он подковывает лошадь, или брата
пекаря, если он находится в своей пекарне, месит
тесто или печет хлеб.
Но попытаемся ощутить себя на месте Жослена,
только что вступившего в Орден, недавно облачившегася
в белый плащ, и сндем вместе с ним за первую
трапезу в командорстве Куломьера. На почетном месте,
которое обычно занимает командор (или прецептор)
дома, сейчас восседает брат Гумберт де Пейро.
Явившиеся первыми и наиболее старшие по возрасту
сидят спиной к стене, а пришедшие позднее
расположились напротив, лицом к ним. Капеллан
благословил присутствующих, затем вся братия стоя
произносит «Отче наш·>. Только после этого можно
садиться. Стол покрыт белыми салфетками. Перед
каждым тамплиером располагаются его кубок, его
миска, его ложка, его нож и кусок хлеба, высокого качества
и сегоднншней выпечки, так как сегодня в доме
праздник по случаю прибытин важного гостя.
Прислуживающий в молчании разливает вино. Ни-
90
кто не имеет права заговорить, и тишину нарушает
лишь потрескивание l(Iоленьев в камине. Один из
братьев садится за небольшую кафедру: настала его
очередь чтения всл~, предписанного Уставом. Он
открывает Священноt Писание и начинает. Люди в
белом режут свой хлеб и разбирают яства с больших
оловянных блюд, KqTopbIe предлагают прислуживающие.
На этих блюдах разложено мясо разных видов,
приготовленное с овощами. Но тот, кто выбрал
говядину, не может брать баранину. На столе нет ни
одной фляги. Напитки, будь то вода, вино или разбавленное
вино, разливают прислуживающие, повинуясь
условным знакам, которые подают им братья.
Ничего нел.ьзя требовать, ни в полный голос, ни шепотом.
Ж~слен постепенно осваивает условные знаки,
какие требуются, чтобы получить хлеб, или мясо,
илиято-нибудь иное. Никто не может подняться из:}
а. стола прежде командора, разве что у него случится
кровотечение из носа или нечаянно нагрянут какие-
то внешние события, безотлагательные и важные,
которые вдруг потребуют от братии моментального
вмешательства: в Святой Земле частенько взывают
о помощи.
Рядом с командором некий брат ест прямо на плитах
пола, присев на корточки, - таково наказание,
предусмотренное Уставом. И в этом причина, по которой
напротив командора стоит миска, обильно наполненная
____________едой: полагается проявлять милосердие по
отношению к наказанному брату, уделяя ему немного
пищи. В крупных командорствах по Уставу полагается
ставить перед ним с этой целью четыре миски.
Брат Жослен скоро узнает, что нужно очень аккуратно
и тщательно отрезать для себя мясо, а также и
хлеб, и сыр, и рыбу, так как остатки еды отдают бедным.
Орден гордится тем, что к бедным здесь относятся
без пренебрежения. Жослен познакомится также
с правилами соблюдения
|
|