|
гельского совершенства, они селятся
под одной крышей, не имея никакого личного имущества,
объединенные своим Уставом в почитании
Господа.
Не сыщешь среди них ни лентяя, ни праздного гуляки;
когда они не присутствуют на службе - что быBaeT
очень редко - или не вкушают свой хлеб, вознося
благодарения небесам, они трудятся, починяя
одежду или конскую сбрую, изорванную и искромсанную.
Либо же они исполняют то, что повелел им
их магистр или что требуют нужды их дома. Ни один
из них не находится в подчинении у другого, они почитают
лучшего, но не знатнеЙшего. Они проявляют
учтивость по отношению друг к другу и, помогая
один другому, следуют заветам Христа.
Дерзкие речи, суетные поступки, неумеренный
смех, жалобы и ропот не остаются, будучи замечены
в их среде, без наказания. Они презирают шахматы и
кости, охота внушает им ужас, они не находят в нелепой
погоне за птицами обычного удовольствия. Они
бегут и отвращаются от мимов, магов и жонглеров,
легкомысленных и пустых песен».
И, увлекаемый поэтическим воображением, святой
Бернар впадает в преувеличения и даже противоречит
самому себе:
«Они коротко подстригают волосы, подобно Апостолам,
и считают позором для мужчины, если он
проявляет заботу о своей прическе. Их никогда не
видели причесанными, редко вымытыми, у них косматые
бороды, а кожа загрубела от пыли и изъязвлена
солнцем и ношением панциря ... »
Можно все же надеяться, что когда Гуго де Пайен и
его единомышленники предстали перед соборными
отцами под сводами кафедрального собора в Труа,
они облачились в чистые туники и расчесали боро-
47
ды. Более того, Пайен де Мондидье, в то время магистр
Франции, благодаря своему званию связанный
с королевским двором, должен был иметь приличную
одежду, так же как и гуго Риго, состоявший в дружеских
отношениях с королем Арагона. Что до иерусалимских
тамплиеров, то разве смогли бы они переносить
местный климат, если бы не были элементарно
чистоплотны? Какие только эпидемии не поражали
обитателей монастырей вследствие ужасающей
скученности! Впрочем, свидетельства современников
единодушны относительно безупречности
внешнего вида братии как на войне, так и в мирное
время. Слишком строги были правила, требовавшие
соблюдать чистоту - телесную в такой же мере, как и
духовную, - чтобы можно было не принимать в расчет
гигиену. И, разумеется, можно извинить поэта,
позволившего себе увлечься образом и желанием немного
преувеличить контраст между блистающими
разными цветами и украшенными султанами светскими
рыцарями и скромным воинством Христовым,
эскадроны которого были облачены в белые
одежды.
Глава третья
БУЛЛА ИННОКЕНТИЯ 11
Как помним, Устав подчинял
тамплиеров патриарху Иерусалимскому. Это жесткое
условие могло стать помехой и даже в известной
мере воспрепятствовать успеху воинского братства
либо же изменить его религиозную ориентацию.
Вероятно, это положение включили в Устав при
патриархе Стефане, экс-виконте Шартрском. Когда
соборные отцы утвердили его, они внесли исправления
в некоторые пункты Устава, о чем свидетельствует
прежде всего французская версия. Не приходится
сомневаться, что Стефан Шартрский, внося это изменение
и выступая против пожалования бенефициев,
стремился превратить Орден тамплиеров в
личную гвардию, дабы утвердить свое верховенство
над светской властью. Гуго де Пайен не мог согласиться
с такой политикой.
Робер де краои
После смерти Гуго де Пайена, последовавшей в
1136 году, его место занял Робер де Краон. ОстаноВившись
на кандидатуре этого мудрого и открытого
человека, тамплиеры сделали очень удачный выбор.
ЭТО был именно тот человек, который требовался в
данной ситуации. Гуго де Пайен, личность весьма
49
незаурядная, в первую очередь отличался доблестью.
А
|
|