Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История от Древней до современной Греции :: А.А. Васильев - История Византийской империи :: А.А. Васильев - История Византийской империи. Т.2
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-
 
ра II. Но в настоящее 
время в этом послании «От лица разоренной Иерусалимской церкви к церкви 
Вселенской», находящемся в собрании писем Герберта, где Иерусалимская церковь 
обращается к Вселенской с просьбой прийти ей на помощь своими щедротами, лучшие 
знатоки вопроса о Герберте видят, вопервых, подлинное произведение Герберта, 
написанное им еще до времени папствования, вопреки мнению некоторых о 
позднейшей фальсификации послания, и, вовторых, видят в нем не проект 
крестового похода, а простое окружное послание к верующим для побуждения их к 
посылке милостыни на поддержание христианских учреждений Иерусалима. Не надо 
забывать и того, что в конце X века положение христиан в Палестине не давало 
еще никаких оснований для крестового предприятия.
      Еще до Комнинов, под угрозой сельджукской и узопеченежской опасности, 
император Михаил VII Дука Парапинак обратился с посланием к папе Григорию VII, 
прося его о помощи и обещая за последнюю соединение церквей. Папа отправил 
целый ряд посланий с увещеваниями помочь гибнущей империи. В письме к графу 
Бургундскому он писал: «Мы надеемся… что, после подчинения норманнов, мы 
переправимся в Константинополь на помощь христианам, которые, будучи сильно 
удручены частыми нападениями сарацин, жадно просят, чтоб мы им протянули руку 
помощи». В другом письме Григорий VII упоминает «о жалкой судьбе столь великой 
империи». В письме к германскому государю Генриху IV папа писал о том, что 
«большая часть заморских христиан истребляется язычниками в неслыханном 
поражении и наподобие скота ежедневно избивается, и что род христианский 
уничтожается»; они смиренно молят нас о помощи, «чтобы христианская вера в наше 
время, чего не дай Боже, совершенно не погибла»; послушные папскому убеждению, 
итальянцы и другие европейцы (ultramontani) готовят уже армию свыше 50 000 
человек и, поставив, если возможно, во главе экспедиции папу, хотят подняться 
против врагов Бога и дойти до Гроба Господня. «К этому делу, — пишет далее папа,
 — меня особенно побуждает также и то обстоятельство, что Константинопольская 
церковь, не согласная с нами относительно Святого Духа, стремится к согласию с 
апостольским престолом».
      Как видно, в этих письмах речь идет далеко не только о крестовом походе 
для освобождения Святой Земли. Григорий VII рисовал план экспедиции в 
Константинополь для спасения Византии, этой главной защитницы христианства на 
Востоке. Принесенная папой помощь обусловливалась воссоединением церквей, 
возвращением в лоно католической церкви «схизматической» церкви восточной. 
Получается впечатление, что в вышеприведенных письмах идет речь более о защите 
Константинополя, чем об отвоевании святых мест, тем более, что все эти письма 
были написаны ранее 1078 года, когда Иерусалим перешел в руки турок и положение 
палестинских христиан ухудшилось. Поэтому является возможным предположить, что 
в планах Григория VII священная война против ислама стояла на втором месте, и 
что папа, вооружая западное христианство на борьбу с мусульманским востоком, 
имел в виду «схизматический» восток. Последний же для Григория VII был более 
ужасен, чем ислам. В одном послании о землях, занятых испанскими маврами, папа 
открыто заявлял, что он предпочел бы эти земли оставить в руках неверных, т.е. 
мусульман, чем увидеть, чтобы они попали в руки непокорных сынов церкви. Считая 
послания Григория VII первым планом крестовых походов, нужно отметить связь 
между этим планом и разделением церквей 1054 года.
      Подобно Михаилу VII Парапинаку, Алексей Комнин, особенно переживая ужасы 
1091 года, также обращался к Западу, прося о присылке наемных вспомогательных 
отрядов. Но, благодаря вмешательству половцев и насильственной смерти турецкого 
пирата Чахи, опасность для столицы миновала без западной помощи, так что в 
следующем 1092 году, с точки зрения Алексея, вспомогательные западные отряды 
казались уже ненужными для империи. Между тем, дело, начатое на Западе 
Григорием VII, приняло широкие размеры, главным образом благодаря убежденному и 
деятельному папе Урбану П. Скромные просьбы Алексея Комнина о вспомогательных 
войсках были забыты. Речь шла теперь о массовом вторжении.
      Историческая наука, еще со времени первого критического исследования 
первого Крестового похода немецким историком Зибелем (первое издание его книги 
вышло в 1841 году), отмечает следущие главные — с западной точки зрения — 
причины крестовых походов: 1) Общее религиозное настроение Средневековья, 
усилившееся еще в XI веке благодаря клюнийскому движению; в обществе, 
подавленном сознанием греховности, замечается стремление к аскетизму, 
отшельничеству, к духовным подвигам, к паломничеству; под таким же влиянием 
находились тогдашние богословие и философия. Это настроение являлось первой 
общей причиной, поднявшей массы населения на подвиг освобождения Гроба Господня.
 2) Возвышение папства в XI веке, особенно при Григории VII. Для папства 
крестовые походы представлялись в высшей степени желательными, так как 
открывали для дальнейшего развития их могущества широкие горизонты: в случае 
успеха предприятия, инициаторами и духовными руководителями которого они должны 
явиться, папы распространят свое влияние на ряд новых стран и возвратят в лоно 
католической церкви «схизматическую» Византию. Идеальные стремления пап помочь 
восточным христианам и освободить Святую Землю, особенно характерные для 
личности Урбана II, перемешивались таким образом с их стремлениями увеличить 
папскую власть и могущество. 3) Мирские, светские интересы также играли 
значительную роль у различных общественных классов. Феодальное дворянство, 
бароны и рыцари, участвуя в общем религиозном порыве, видели в крестоносном 
предприятии прекрасный случай удовлетворить свое славолюбие, воинственность и 
увеличить свои средства. Подавленные тяжестью феодального бесправия крестьяне, 
увлеченные религиозным чувством, видели в крестовом походе, по крайней мере, 
временное освобождение от тяжелых условий феодального гнета, отсрочку в уплате 
долгов, уверенность в защите оставляемых семей и скудного имущества со стороны 
церкви и избавление от г
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-