|
составной частью
общего западноевропейского возрождения XII в., которое так хорошо изложено и
объяснено профессором Ч. X. Хаскинсом (Ch. H. Haskins) в книге «Возрождение в
двенадцатом веке». В первых же двух строчках введения он пишет: «Название этой
книги покажется многим читателям глубоко внутренне противоречивым. Возрождение
в двенадцатом веке!» Однако здесь нет противоречия. В XII веке Западная Европа
увидела возрождение латинских классиков, латинского языка, латинской прозы,
латинской поэзии, юриспруденции, философии, исторических сочинений. Это была
эпоха переводов с греческого и арабского и время зарождения университетов. И
поэтому Ч. X. Хаскинс совершенно прав, когда говорит: «Недостаточно отдают себе
отчет в том, что был прямой контакт с греческими источниками, как в Италии, так
и на Востоке. Эти переводы, сделанные непосредственно с греческих оригиналов,
были важным проводником и верным посредником в передаче древнего знания». В XII
веке прямые контакты между Италией и Византией, особенно с Константинополем,
были более частыми и интенсивными, чем можно было бы подумать. В связи с
религиозной политикой Комнинов, желавших сближения с Римом, в Константинополе
проходило — и нередко в присутствии императора — много диспутов, в которых
принимали участие ученые представители католической церкви, которые прибывали в
Константинополь с целью примирения обеих церквей. Эти дискуссии во многом
помогли передаче греческой учености на Запад. Кроме того, экономические связи
итальянских торговых городов с Византией и венецианский и пизанский кварталы в
Константинополе обеспечили прибытие в столицу некоторого количества итальянских
ученых, которые изучили греческий язык и также послужили передатчиками
греческих достижений на Запад. Особенно при Мануиле Комнине можно было видеть
«внушительную процессию миссий, посланных в Константинополь папами,
императорами, французами, пизанцами и другими. Едва ли меньшей была постоянная
череда греческих посольств на Запад, напоминающая греческую иммиграцию в Италию
с начала XV века».
Принимая во внимание все эти особенности культурной жизни эпохи, вывод
может быть следующим. Культура эпохи Комнинов и Ангелов является одной из
блестящих страниц в истории Византии. В предыдущие эпохи в Византии не было
такого обновления [культуры] , и это обновление в XII веке приобретает еще
большее значение при сопоставлении с обновлением культуры в то же время на
Западе. XII век можно охарактеризовать как время первого греческого возрождения
в истории Византии.
Глава 2
Латинское Владычество на Востоке. Эпоха Никейской и Латинской империи.
Никейская Империя (1204—1261)
Новые государства, образовавшиеся на византийской территории. Начало Никейской
империи и Ласкариды. Внешняя политика Ласкаридов и возрождение Византийской
империи. Туркисельджуки. Латинская империя. Иоанн III Дука Ватац (1222—1254).
Эпирский деспотат и Никейская империя. Фессалоника и Никея. Роль Болгарии на
христианском Востоке при царе ИоаннеАсене II. Союз Иоанна Ватаца с Фридрихом
II Гогенштауфеном. Монгольское вторжение и союз правителей Малой Азии против
монголов. Значение внешней политики Иоанна Ватаца. Феодор и Иоанн Ласкариды и
восстановление Византийской империи. Церковные отношения в эпоху Никейской и
Латинской империй. Просвещение, литература и наука в эпоху Никейской империи.
Византийский феодализм.
Новые государства, образовавшиеся на византийской территории
Ч етвертый крестовый поход, закончившийся взятием и разгромом
Константинополя, привел к раздроблению Византийской империи и основанию в ее
пределах целого ряда государств, частью франкских, частью греческих, из которых
первые получили западноевропейское феодальное устройство. Франки образовали
следующие государства: Латинскую, или Константинопольскую, империю,
Фессалоникийское (Солунское) королевство, Ахайское княжество в Пелопоннесе
(Морее) и АфиноФиванское герцогство в Средней Греции; владычество Венеции
простиралось на византийские острова Эгейского и Ионийского морей, на остров
Крит и на целый ряд других прибрежных и внутренних пунктов. Наряду с латинскими
феодальными владениями на территории распавшейся Восточной империи образовались
три греческих самостоятельных центра: Никейская империя и Трапезундская империя
в Малой Азии, и Эпирский деспотат в Северной Греции. Как известно, Балдуин,
граф Фландрский, сделался императором Константинополя и властителем большей
части Фракии; Бонифаций Монферратский — королем Фессалоники (Солуни), власть
которого простиралась на Македонию и Фессалию; Гийом Шамплитт и после него
Жоффруа Виллардуэн — князьями в Пелопоннесе (Морее) и Отто де ля Рош — герцогом
Афин и Фив. В трех греческих государствах правили: в Никее (в Вифинии) — Феодор
I Ласкарь, в Трапезунде — Алексей Комнин, и в Эпирском деспотате — Михаил I
Ангел Комнин Дука. Не надо также забывать, что два соседних государства, а
именно — Второе Болгарское царство в лице его государей Калояна и ИоаннаАсеня
II и Румский, или Иконийский, султанат в Малой Азии, принимали в XIII веке
деятельное участие, особенно Болгария, в сложной международной жизни после 1204
года.
Весь XIII век полон постоянными столкновениями и распрями между
вышеназванными владениями в самых разнообразных сочетаниях: то греки боролись с
пришлыми франками, турками и болгарами; то греки боролись с греками, внося и
без того уже в расстроенную жизнь страны новые элементы разложения в виде
национальной розни; то франки воевали с болгарами и т.д. Все эти военные
столкновения сопровождались заключением также разнообразных и большей частью
непродолжительных международных союзов и соглашений, которые легко заключались
и так же легко разрывались.
В высшей степени важным являлся вопрос о том, где образуется центр
политический, экономический, национальный, религиозный и культурный, около
которого могла бы окрепнуть идея объединения и порядка. Основавшиеся на Востоке
западные феодальные государства и купеческие фактории, где каждый преследовал
свои личные интересы, содействовали при существов
|
|