|
сственная и неудобопонятная и, напротив, она очень любит
повествование простое, естественное и легко понятное».
Несмотря на некоторую тенденциозность в изложении событий того или иного
царствования, Никита, убежденный в полном культурном превосходстве «римлянина»
над западным «варваром», заслуживает, как историк, большого доверия и глубокого
внимания. «Никита уже по тому одному, — пишет Ф. И. Успенский, — заслуживает
изучения, что в своей истории занимается важнейшей эпохой средних веков, когда
враждебные отношения Запада к Востоку достигли самой высокой степени напряжения,
разразившись крестовыми походами и основанием Латинской империи в Царьграде.
Его воззрения на западных крестоносцев и на взаимные отношения Востока к Западу
отличаются глубокой правдой и тонким историческим смыслом, какого не
представляют и лучшие памятники западной средневековой литературы».
Кроме истории, перу Никиты Акомината, может быть, принадлежит небольшое
сочинение о статуях, разбитых латинянами в Константинополе в 1204 году, а также
несколько риторических произведений в виде панегирических речей в честь
различных императоров и еще целиком неизданный богословский трактат «Сокровища
Православия» (???????? ??????????), ?вляющийся как бы продолжением «Паноплии»
Евфимия Зигавина, основанный на изучении многочисленных писателей и имеющий
целью опровержение целого ряда еретических заблуждений.
К числу ярких фигур XII века в области культуры принадлежит также
талантливый учитель и друг Михаила Акомината, «самый блестящий светоч
византийского ученого мира со времени Михаила Пселла», архиепископ
Фессалоникийский (Солунский) Евстафий. Получив образование в Константинополе,
он там же, в звании диакона при храме Святой Софии, был учителем красноречия и
написал большую часть своих ученых работ; исторические труды и различные
произведения были написаны им уже в Фессалонике. Дом Евстафия в столице был
своего рода школой для молодых студентов. Он стал центром, где собирались
лучшие умы столицы и молодые люди, стремящиеся к знаниям. Будучи верховным
пастырем во втором после столицы городе империи, Евстафий положил много сил на
поднятие духовного и нравственного уровня современного ему монашества, чем
нажил немало врагов среди монастырского духовенства. С культурноисторической
точки зрения очень интересны его настойчивые обращения к монахам не расточать
сокровища библиотек; по этому вопросу Евстафий в своем сочинении о монашестве
пишет, например, следующее: «Увы мне! зачем в самом деле ты, неуч, будешь
уподоблять монастырскую библиотеку твоей душе? И так как ты не обладаешь
никакими знаниями, ты хочешь и библиотеку лишить научных средств? Позволь ей
сохранить драгоценности. Придет после тебя или какойлибо знаток науки, или
любитель ее, и первый, проведя некоторое время в библиотеках, сделается умнее
прежнего; второй же, устыдившись полного невежества, при посредстве книжного
обучения найдет желаемое». Умер Евстафий между 1192 и 1194 гг. Его ученик и
друг, афинский митрополит Михаил Акоминат, почтил его монодией.
Будучи вдумчивым наблюдателем политической жизни своего времени, являясь
образованным богословом, смело выступившим с порицанием испорченной
монастырской жизни, и глубоким ученым, познания которого в античной литературе,
особенно благодаря его комментариям Гомера, обеспечили за ним почетное место не
только в истории византийской культуры, но и в истории древнегреческой
(классической) филологии, Евстафии представляется нам несомненно крупной
личностью в культурной жизни Византии XII века. Его литературное наследство
распадается на две группы: к первой из них, из области древних авторов, надо
отнести составленные в Константинополе обширные и глубокие комментарии к Илиаде
и Одиссее, драгоценный комментарий к Пиндару и некоторым другим; ко второй
группе относятся произведения, исполненные автором в Фессалонике, а именно:
история завоевания Фессалоники норманнами в 1185 году, о чем речь была выше;
очень важная для его эпохи переписка; знаменитое рассуждение о необходимой
реформе монастырской жизни; речь по случаю смерти императора Мануила и т.д.
Произведения Евстафия еще не в полной мере использованы для политической и
культурной истории Византии.
В конце одиннадцатого века и в начале двенадцатого жил очень известный
теолог, Феофилакт, архиепископ Ахриды (Охриды) в Болгарии. Он родился на
острове Эвбея и некоторое время служил дьяконом в Св. Софии в Константинополе.
Под руководством знаменитого Михаила Пселла он получил очень хорошее
образование. Затем, видимо, при Алексее I Комнине, он был назначен
архиепископом Ахриды в Болгарии, находившейся тогда под византийской властью.
Несмотря на суровые и жестокие (barbarous) жизненные условия в этой стране, он
оказался не в состоянии продолжать свою прежнюю жизнь в Константинополе, хотя
всеми силами своей души и желал вернуться в столицу. Это желание, однако, не
исполнилось. Он умер в Болгарии в начале двенадцатого века (около 1108 г.,
точная дата неизвестна). Он был автором некоторого количества теологических
сочинений, среди которых его комментарии на книги Ветхого и Нового Заветов
особенно хорошо известны. Однако с современной точки зрения наиболее ценной
частью его литературного наследия являются его письма и книга «О заблуждениях
латинян». Почти все его письма написаны между 1091 и 1108 годами. Они рисуют
исключительно интересную картину византийской провинциальной жизни. Его письма
заслуживают особого внимания, однако они еще далеко не достаточно изучены с
точки зрения внутренней истории империи. Его книга «О заблуждениях латинян»
примечательна своими примирительными тенденциями по отношению к католической
церкви.
Михаил Фессалоникийский жил и писал во время царствования Мануила. Он
начинал свою карьеру как дьякон и преподаватель экзегезы Евангелий в Св. Софии
в Константинополе. Потом он получил почетный титул доктора риторики и был, в
конце концов, осужден как последователь ереси Сотериха Пантевгена и лишен своих
титулов. Он составил несколько речей в честь М
|
|