|
чно, и цель побудить Восточную церковь к унии. Последний план папы успеха
не имел. Сложная же международная политика, особенно перед четвертым Крестовым
походом, когда в решении византийского вопроса главную роль мог сыграть
германский государь, наиболее опасный враг для папства, явилась причиной того,
что папа всячески старался поддерживать «схизматического» восточного императора,
хотя бы и узурпатора, каким был Алексей III, свергнувший своего брата Исаака,
только бы не дать возможности западному императору завладеть Восточной империей.
О затруднительном положении Иннокентия III во время четвертого похода, когда
глава католической церкви, выступивший сначала столь энергично против изменения
пути похода, малопомалу вынужден был изменить свое мнение и признать в почти
беспримерном по варварству разгроме Константинополя латинянами соизволение
Божие, речь была выше.
Подводя итоги, можно сказать, что религиозная жизнь при Комнинах и
Ангелах, период в 123 года (1081—1204), отличалась исключительной
интенсивностью и оживлением во внешних связях и противоречивыми, конфликтными
процессами внутренних движений. Без сомнения, с точки зрения религиозных
проблем, эта эпоха представляет большое значение и живейший интерес.
Внутреннее управление
Финансовые и социальные обстоятельства
В качестве самого общего утверждения можно сказать, что внутренняя
ситуация в Византийской империи и административная система в течение XII века
менялись мало. В то время как история Византийской церкви при Комнинах и
Ангелах более или менее полно изучена, совершенно иная ситуация наблюдается в
вопросах внутренней социальной и экономической жизни. Если вообще внутренняя
история Византии разработана мало и неудовлетворительно, то это особенно дает
себя знать начиная с эпохи Комнинов, о чем до сих пор в литературе по вопросам
внутренней истории существуют лишь отдельные краткие, иногда построенные лишь
на общих суждениях главы в том или ином сочинении, случайные замечания или
экскурсы, в лучшем случае небольшие статьи по тому или иному вопросу, так что
от какоголибо более или менее стройного представления в данном случае, по
крайней мере, в настоящее время, приходится отказаться. Исследователь эпохи
Комнинов, французский византинист Ф. Шаландон, автор двух подробных монографий
о первых трех Комнинах, надеявшийся в будущем дать опыт истории византийской
цивилизации в XII веке, коснулся в изданных томах этих вопросов лишь вкратце,
рассчитывая возвратиться к ним в следующем томе, который должен был быть
посвящен последним двум Комнинам. Однако Ф. Шаландон умер, не оставив
продолжения своего труда, в котором вопросы внутренней жизни Византии в XII
веке должны были быть рассмотрены во всем объеме.
Являясь представителем крупной землевладельческой аристократии, Алексей
Комнин сделался императором государства, денежное хозяйство которого было в
высшей степени расстроено как многочисленными военными предприятиями, так и
внутренними смутами предшествовавшего времени. Имея в распоряжении плохие
финансы, Алексей должен был, особенно в начале своего правления, вознаграждать
своих сторонников, которые помогли ему утвердиться на престоле, и одарять
богатыми пожалованиями членов своей фамилии. Затем, напряженные войны с турками,
печенегами, норманнами и события, связанные с первым Крестовым походом, также
требовали громадных расходов. Средством для пополнения казны послужили ему
земельные владения крупных собственников и монастырей.
Насколько мы можем судить по отрывочным сведениям источников, Алексей не
стеснялся конфисковывать владения крупных собственников; даже в случае
политических заговоров обычная за это смертная казнь заменялась конфискацией
земли. Подобной же участи подвергались монастырские владения, которые в виде
пожалования (погречески харистикии) отдавались в пожизненное владение
какомунибудь лицу, которое называлось после этого харистикарием.
Харистикарная система не является изобретением Комнинов, которые только,
может быть, чаще других, ввиду финансовых затруднений, стали к ней прибегать.
Эту систему можно поставить в связи с секуляризацией монастырских земель при
императорахиконоборцах и, по всей вероятности, с явлениями социальной жизни
еще более раннего времени. В X и XI веках харистикарный способ уже применялся
часто. Монастыри жаловались лицам духовным и светским, даже женщинам; причем
случалось, что мужские монастыри отдавались женщинам, а женские — мужчинам.
Харистикарий должен был защищать интересы пожалованного ему монастыря,
ограждать его от произвола губернатора и сборщиков податей, от незаконных
поборов и умело вести монастырское хозяйство, обращая в свою пользу остающиеся
от этого доходы. Конечно, в действительности дело обстояло не так, и
монастырские пожалования являлись для харистикария источником лишь доходов и
наживы, вследствие чего монастырское хозяйство приходило в упадок. Во всяком
случае, харистикии были весьма выгодной статьей для получателей, почему
византийские сановники их усердно добивались. Распоряжение Алексея о
перечеканке на деньги некоторых церковных сосудов было этим же императором и
отменено.
Но конфискаций земель оказывалось недостаточно для поправления финансов.
Алексей Комнин прибегнул тогда к наиболее, может быть, ненавистной финансовой
мере, а именно к порче монеты, т.е. к выпуску низкопробной монеты, за что
источники особенно сильно упрекают
|
|