Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История от Древней до современной Греции :: А.А. Васильев - История Византийской империи :: А.А. Васильев - История Византийской империи. Т.2
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-
 
ии, лежавшая между 
малоазиатскими владениями латинян и землями Иконийского или Румского султаната 
и владевшая частью побережья Эгейского моря, была самым крупным самостоятельным 
греческим центром и самым опасным соперником Латинской империи. В западной 
части Балканского полуострова, в Эпире, образовался Эпирский деспотат под 
управлением династии КомниновАнгелов. Наконец, на далеком юговосточном 
побережье Черного моря в 1204 году образовалась Трапезундская империя с 
династией «Великих Комнинов». Если латиняне не достигли на Востоке 
политического единства, то они одинаково не достигли и единства религиозного, 
так как три вышеназванных греческих государства остались верными заветам 
грековосточной церкви, т.е., с точки зрения папы, были схизматическими; 
особенно неприятна для папского престола была Никея, где греческий епископ, 
нисколько не считаясь с пребыванием латинского патриарха в Константинополе, 
назывался Константинопольским патриархом. Кроме того, и греки Латинской империи,
 несмотря на политическое подчинение латинянам, не принимали католичества. 
Военная оккупация страны не знаменовала еще собой церковной унии.
      Результаты четвертого Крестового похода имели роковое значение как для 
Византийского государства, так и для будущего крестовых походов. В политическом 
отношении Восточная империя, как единое целое, перестала существовать, уступив 
место целому ряду западноевропейских феодальных государств, и никогда уже, даже 
и после восстановления империи при Палеологах, не могла вернуть себе прежнего 
блеска и влияния.
      Что касается значения четвертого похода для общего вопроса о крестоносном 
движении, то он, вопервых, совершенно ясно показал полное обмирщение идеи 
движения, и вовторых, раздвоил прежде единое течение, увлекавшее на Восток 
западные народы, которые с 1204 года должны были направлять свои силы не только 
в Палестину или Египет, а может быть, еще в больших размерах в свои новые 
владения на территории Восточной империи для поддержания там своей власти. 
Последнее обстоятельство должно было, конечно, повести к замедлению борьбы с 
мусульманскими властителями святых мест.
      
Внутреннее состояние империи в эпоху Комнинов и Ангелов
      
      
      
Церковные дела
      
      Церковная жизнь Византии во время Комнинов и Ангелов имеет значение 
главным образом в двух направлениях: вопервых, во внутренних церковных 
отношениях, проявлявшихся в виде попыток разрешить ряд религиозных вопросов и 
сомнений, которые волновали византийское общество данного периода и являлись 
одним из самых жизненных интересов того времени; вовторых, в отношениях 
Восточной церкви к Западной, константинопольского патриархата к папству.
      В своих отношениях к церкви государи династий Комнинов и Ангелов твердо 
придерживались столь типичных для Византии цезаре папистских взглядов. Одна 
редакция «Истории» Никиты Акомината приводит такие слова Исаака Ангела: «На 
земле нет никакого различия во власти между Богом и императором; царям все 
позволительно делать и можно нераздельно употреблять Божие со своим, так как 
они получили царскую власть от Бога и между Богом и ими нет расстояния». Тот же 
писатель, говоря о церковной деятельности Мануила Комнина, изрекает общее 
суждение о византийских императорах, которые считают себя «непогрешимыми 
судьями дел божеских и человеческих». Эту точку зрения императоров поддерживали 
во второй половине XII века и духовные лица. Известный греческий канонист и 
комментатор так называемого ПсевдоФотиева Номоканона (канонического сборника 
XIV века). Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон, живший при последних 
Комнинах и первом Ангеле, писал: «Императоры и патриархи должны быть уважаемы, 
как учители (церкви), ради силы святого помазания. Отсюдато происходит власть 
правоверных императоров наставлять христианский народ и, подобно священникам, 
приносить Богу воскурение». В этом их слава, что, подобно солнцу, блеском 
своего православия они просвещают мир с одного его конца до другого. «Мощь и 
деятельность императоров касаются тела и души (человека), тогда как мощь и 
деятельность патриарха касаются только одной души». Тот же автор заявляет: 
«Император не является субъектом ни законов, ни канонов».
      Церковная жизнь при Комнинах и Ангелах открывала императорам возможность 
широко применять свои цезарепапистские взгляды: с одной стороны, 
многочисленные «ереси» и «лжеучения» сильно волновали умы населения империи; с 
другой стороны, угроза от турок и печенегов и сближение империи с Западом, 
явившееся результатом крестовых походов, стали грозить самому существованию 
Византии, как самостоятельного государства, и заставили императоров серьезно 
обдумать и взвесить вопрос об унии с католической церковью, которая в лице папы 
могла предотвратить надвигавшуюся с Запада на Восток политическую опасность.
      В религиозном отношении первые два Комнина, являясь вообще защитниками 
восточной православной веры и церкви внутри государства, тем не менее 
соглашались, под давлением политических причин, на некоторые уступки в пользу 
католической церкви. Увлеченная деятельностью своего отца, Алексея Комнина, 
Анна Комнина с несомненным преувеличением в своей «Алексиаде» называет отца 
«тринадцатым апостолом»; или, если последняя честь должна принадлежать 
Константину Великому, то Алексея Комнина, по словам той же писательницы, «можно 
считать равным самодержцу Константину Великому, или же, чтобы избежать 
возражений, следующим после Константина апостолом и императором». Третий Ко
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-