|
. Это
было местью латинян за константинопольскую резню 1182 года. По поводу этого
события мы находим у Никиты Акомината следующие знаменательные слова: «Таким
образом, между нами и ими утвердилась величайшая пропасть вражды; мы не можем
соединиться душами и совершенно расходимся друг с другом, хотя и поддерживаем
внешние отношения и часто живем в одном и том же доме».
После нескольких дней грабежа и убийства нормандское войско, двинулось
далее на восток, по направлению к Константинополю.
При известии о взятии Фессалоники и о приближении нормандских войск к
столице население Константинополя подняло восстание, обвиняя Андроника в
нерешительности и слабости. С неожиданной для последнего быстротой был
провозглашен императором? Исаак Ангел. Андроник был низложен и умер мучительной
смертью. Переворотом 1185 года заканчивается эпоха византийских Комнинов. С
Исаака Ангела начинается новая династия Ангелов.
Кратковременное правление Андроника I, поставившего при вступлении на
престол себе целью защитить земледельческий класс, крестьян, против всемогущего
произвола крупных собственников и освободить государство от иностранного,
именно западнолатинского засилья, резко отличается от характера правления всех
других Комнинов, и уже благодаря этому одному заслуживает внимательного и
строго научного исследования. В некоторых отношениях, особенно в сфере
социальных вопросов и интересов, время Андроника I, еще далеко не разъясненное,
представляет собой благодарную тему для дальнейших разысканий.
Внешняя политика времени Ангелов
Характеристика императоров из дома Ангелов
Династия Ангелов, возведенная на престол революцией 1185 года на смену
Комнинов, происходила от современника Алексея Комнина, Константина Ангела, из
малоазиатского города Филадельфии, человека незнатного происхождения, женатого
на дочери императора Алексея и приходившегося дедом Исааку II Ангелу, первому
императору из этого дома, следовательно, по женской линии родственного Комнинам.
Одной из целей покойного Андроника было создание национального
правительства. Эта задача ему не удалась, и к концу царствования он стал
поворачиваться к Западу. Однако после его смерти необходимость национального
правительства была настолько сильно ощутимой, что итальянский историк,
исследователь царствования Исаака II Ангела, Ф. Коньяссо, писал: «Революция 12
сентября 1185 г. была в основном национальной и аристократической по своим
планам. Так что все классы, кроме византийской аристократии, не получили выгод
и преимуществ от этой революции».
Исаак II (1185—1195), представлявший собой, по словам Гельцера,
«воплощенную злую совесть, севшую на подгнивший трон цезарей», не обладал
никакими государственными талантами. Чрезмерная роскошь двора и безграничная
расточительность, связанные с непомерными и произвольными поборами и хищениями,
слабость воли и отсутствие какоголибо определенного плана в управлении
государством в соединении с внешними осложнениями, особенно на Балканском
полуострове, где создалась новая опасная для империи сила в виде Второго
Болгарского царства, и в Малой Азии, где продолжалось успешное продвижение
турок, не остановленное безрезультатным третьим Крестовым походом, — все это
создало атмосферу недовольства и возмущения в стране. По временам вспыхивали
восстания в пользу того или другого претендента на престол. Однако, наверное,
основной причиной общего недовольства была «усталость от бесконечного
продолжения двух бедствий, отмеченных еще Андроником — ненасытности фискальной
администрации и высокомерия знати». Наконец, в 1195 г. против Исаака был
составлен заговор его братом Алексеем, который, с помощью некоторой части знати
и войска, низложил императора. Исаак был ослеплен и брошен в тюрьму, а его брат
Алексей стал императором. Он известен как Алексей III Ангел (1195—1203), или
Ангел Комнин, прозываемый иногда Бамбакорабд (?????????????).
Новый император по своим внутренним качествам и способностям почти ничем
не отличался от своего брата. Та же безумная расточительность, то же отсутствие
всякого политического таланта и интереса к управлению и военная неспособность
быстрыми шагами вели империю по пути распада и унижения. Не без злой иронии
замечает об Алексее III историк Никита Акоминат: «Какую бы бумагу ни поднес кто
царю, он тотчас подписывал, будь там бессмысленный набор слов, и если бы
проситель требовал, чтобы по суше плавали на кораблях, а море пахали, или чтобы
переставили горы на середину морей, или, как говорится в басне, чтобы Афон
поставили на Олимп». Поведение императора находило подражателей среди столичной
знати, которая наперебой друг перед другом старалась соперничать в тратах и
роскоши. Восстания происходили как в столице, так и в провинциях. Жившие в
Константинополе иностранцы, венецианцы и пизанцы, устраивали кровавые
столкновения между собой на улицах столицы. Внешние отношения точно так же не
отличались успехами.
Между тем, сыну низвергнутого Исаака II, молодому царевичу Алексею
удалось бежать на пизанском корабле из Византии в Италию, откуда он проехал в
Германию ко двору германского государя Филиппа Швабского, женатого на Ирине,
дочери низложенного Исаака Ангела и сестре бежавшего в Западную Европу царевича
Алексея. Это было время начала четвертого Крестового похода. Царевич просил у
папы и у германского государя, своего зятя, помочь вернуть византийский престол
слепому отцу Исааку. После целого ряда сложных о
|
|