|
енского, «Венецианский конгресс был таким же ударом
для Византийской империи, как и поражение, нанесенное ей Иконийским султаном
при Мириокефалоне. Сблизив в одно и то же время враждебные Византии элементы на
Западе, он был предвозвестником коалиции, завоевавшей в 1204 г. Константинополь
и образовавшей на Востоке латинские государства».
Для Венеции конгресс 1177 года имел чрезвычайное значение, собрав там
блестящее европейское общество во главе с западным императором и папой. Более
десяти тысяч иностранцев прибыло в Венецию, и все удивлялись красоте, богатству
и мощи этого города. Один современный той эпохи источник писал, обращаясь к
венецианцам: «О, как вы счастливы, потому что такой мир мог быть заключен у вас.
Для вашего имени это будет вечной славой».
Незадолго до смерти Мануилу удалось одержать последний дипломатический
успех, а именно женить своего сына и наследника Алексея на восьмилетней дочери
французского короля Людовика VII, Агнессе, получившей в Византии имя Анны.
Несколько обостренные отношения, установившиеся между Византией и Францией
после второго Крестового похода, благодаря этому браку должны были, повидимому,
сгладиться. Евстафий Фессалоникийский составил хвалебную речь по поводу
прибытия в Мегалополис, т.е. в Константинополь, императорской невесты из
Франции.
Более того, после знаменитого письма, посланного Мануилом английскому
королю Генриху II после поражения при Мириокефалоне, отношения между двумя
государями стали очень дружественными и для последних лет правления Мануила
есть некоторые свидетельства о появлении византийских посланников в
Вестминстере, принимать которых Генрих II поручил англичанину Джеффри де Хею
(Geoffrey de Haie; Galfridus de Haia). Тот же Джеффри был в свою очередь послан
в Константинополь. Генрих II, как кажется, хорошо информированный о любимых
спортивных занятиях Мануила, среди которых охота была не на последнем месте,
даже послал ему свору собак на корабле, отплывшем из Бремена.
Политика Мануила не походила на осторожную и продуманную политику его
деда и отца. Будучи охвачен несбыточной мечтой восстановить единство империи и
тяготея всем существом своим к западным вкусам и западному укладу жизни, а
потому напрягая все усилия на борьбу с Италией и Венгрией, на отношение к
Западной империи, Франции, Венеции и другим итальянским городам, Мануил оставил
без надлежащего внимания Восток, не сумел помешать дальнейшему развитию
Иконийского султаната и, в конце концов, увидел крушение всех надежд империи в
Малой Азии после разгрома при Мириокефалоне.
Предпочтение, отдаваемое Мануилом Западу, чуждому Византии и в те времена
еще не могшему равняться с культурой византийской, точно так же принесло
пагубные плоды для государства. Принимая с распростертыми объятиями иностранцев
и раздавая им наиболее ответственные и выгодные места, он возбудил столь
сильное негодование среди подданных, что можно было ожидать при первом удобном
случае кровавых столкновений.
Новейший историк времени Мануила так оценивает его политику: «Мануилу
выпало на долю счастье умереть довольно рано, чтобы не видеть печальных
последствий своей политики, последствий, которые уже замечали прозорливые умы
некоторых его современников. Тяжело было получить наследство императора, и
никто из его преемников не сможет восстановить дел империи. В последующие годы
падение пойдет весьма быстро вперед: справедливо сказать, что оно началось со
времени царствования Мануила».
Может быть, правильнее будет сказать, что падение империи началось
гораздо раньше, еще в эпоху Македонской династии, после смерти Василия II
Болгаробойцы, т.е. с 1025 г. Первые два Комнина, Алексей и Иоанн, сумели
задержать процесс падения, но не смогли вполне его остановить. Ошибочная
политика Мануила снова повела империю по пути падения, и на этот раз
окончательного. С Мануилом, по словам Герцберга, «навеки погрузился в могилу
древний блеск и древнее величие Византии». С этим мнением историка XIX века
можно сопоставить слова известного писателя конца XII века, Евстафия
Фессалоникийского, современника Комнинов и Ангелов, который писал: «По Божьему
определению, со смертью басилевса Мануила Комнина погибло все, что еще
оставалось целым у ромеев, и всю нашу землю окутал мрак, как бы при затмении
солнца».
Такая колоритная фигура как Мануил Комнин не мог не оставить глубокого
впечатления далеко за пределами Византийской империи. Его имя и подвиги,
последние в основном легендарные, были хорошо известны в русском героическом
эпосе, в русских песнях, также как и в русских летописях. Мануил послал княгине
полоцкой Евфросинье икону Божьей Матери Эфесской. Не следует забывать также,
что знаменитое легендарное письмо пресвитера Иоанна было адресовано Мануилу.
Внешняя политика при Алексее II и Андронике I
«Пятилетний период, обнимающий царствование двух последних Комнинов,
Алексея и Андроника, — пишет Ф. И. Успенский, — любопытен именно как период
реакции и государственных реформ, которые имели вполне народную основу и
вызывались совершенно справедливо понятыми недостатками прежней системы
управления». Как было уже сказано выше, после смерти Мануила на престоле
оказался его двенадцатилетний сын Алексей II (1180— 1183); правительницей была
объявлена его мать Мария Антиохийская; всеми делами государства распоряжался
любимец последней протосеваст Алексей Комнин, племянник Мануила. Ожесточенная
борьба придворных партий и продолжавшееся латинское засилье привели к тому, что
в столицу был призван знаменитый Андроник, давно уже исполненный честолюбивых
замыслов овладеть императорским престолом и выступивший теперь в роли защитника
слабого, окруженного злыми советниками императора Алексея II и греческих
национальных интересов. Незадолго до его вступления в столицу там разыгралась
резня латинян 1182 года. Интересно отметить, что венецианские источники
совершенн
|
|