Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История от Древней до современной Греции :: А.А. Васильев - История Византийской империи :: А.А. Васильев - История Византийской империи. Т.2
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-
 
 Амьенского, а именно: 
«Разбойники, которые следовали за Петром Пустынником, были дикими зверьми, без 
разума и человечности».
      Итак, в 1096 году началась эпоха Крестовых походов, столь чреватая 
многообразными и важными последствиями как для Византии и Востока вообще, так и 
для Западной Европы.
      Первый рассказ о впечатлении, которое произвело на народы Востока начало 
крестоносного движения, исходит от арабского историка двенадцатого века Ибн 
алКаланиси: «В этом году (490й год хиджры — от 19 дек. 1096 г. до 8 дек. 1097 
г.) начала приходить целая серия сообщений о том, что армии франков появились 
со стороны моря в Константинополе с силами, которые невозможно сосчитать изза 
их множества. Когда эти сообщения стали следовать одно за другим и передаваться 
из уст в уста повсеместно, людей охватил страх и растерянность».
      После того как крестоносцы постепенно собрались в Константинополе, 
Алексей Комнин, рассматривая их ополчения как наемные вспомогательные дружины, 
высказал желание, чтобы он был признан главой похода и чтобы крестоносцы 
принесли ему вассальную присягу и дали обещание передавать ему, как их сюзерену,
 завоеванные крестоносцами области на Востоке. Крестоносцы исполнили это 
желание императора: присяга была принесена и обещание дано. К сожалению, текст 
вассальной клятвы, которую дали лидеры крестоносного движения, в подлинном виде 
не сохранился. По всей вероятности, требования Алексея в отношении различных 
земель были неодинаковы. Он искал прямых приобретений в тех областях Малой Азии,
 которые незадолго перед тем были утеряны империей после поражения при 
Манцикерте (1071 г.) и которые являлись необходимым условием силы и прочного 
существования Византийского государства и греческой народности. Что же касается 
Сирии и Палестины, уже давно потерянных Византией, император не выставлял 
подобных требований, а ограничивался притязаниями верховного ленного господства.

      Переправившись в Малую Азию, крестоносцы приступили к военным действиям. 
В июне 1097 года после осады крестоносцам сдалась Никея, которую они, несмотря 
на нежелание, должны были в силу заключенного с императором договора передать 
византийцам. Следующая победа крестоносцев при Дорилее (теперь ЭскиШехир) 
заставила турок очистить западную часть Малой Азии и отойти внутрь страны, 
после чего Византии представлялась полная возможность восстановить свою власть 
на малоазиатском побережье. Несмотря на природные затруднения, климатические 
условия и сопротивление мусульман, крестоносцы продвинулись далеко на восток и 
юговосток. Балдуин Фландрский завладел в Верхней Месопотамии городом Эдессой и 
образовал из его области свое княжество, явившееся первым латинским владением 
на Bocтоке и оплотом христиан против турецких нападений из Азии. Но пример 
Балдуина имел свою опасную, отрицательную сторону: другие бароны могли 
последовать его примеру и основать свои княжества, что, конечно, должно было 
послужить к великому ущербу самой цели похода. Это опасение впоследствии 
оправдалось.
      После долгой изнурительной осады главный город Сирии, прекрасно 
укрепленная Антиохия сдалась крестоносцам, после чего дорога к Иерусалиму была 
свободна. Однако, изза Антиохии разыгралась жестокая распря между вождями, 
закончившаяся тем, что Боемунд Тарентский, следуя примеру Балдуина, сделался 
владетельным антиохийским князем. Ни в Эдессе, ни в Антиохии крестоносцы уже не 
приносили вассальной присяги Алексею Комнину.
      Так как с вождями, основывавшими свои княжества, оставалось и большинство 
их ополчения, то к Иерусалиму подошли лишь жалкие остатки крестоносцев, в числе 
20 000 — 25 000 человек; пришли они изнуренными и совершенно ослабевшими.
      В это самое время Иерусалим перешел от сельджуков в руки сильного 
египетского халифа из династии Фатимидов. После ожесточенной осады укрепленного 
Иерусалима, крестоносцы 15 июля 1099 года штурмом взяли Святой Город, конечную 
цель их похода, произвели в нем страшное кровопролитие и разграбили его; многие 
сокровища были увезены вождями; знаменитая мечеть Омара была разграблена. 
Завоеванная страна, занимавшая узкую береговую полосу в области Сирии и 
Палестины, получила название Иерусалимского королевства, королем которого был 
избран Готфрид Бульонский, согласившийся принять титул «Защитника Гроба 
Господня». Устроено новое государство было по западному феодальному образцу.
      Крестовый поход, вылившийся в форму образования Иерусалимского 
королевства и нескольких отдельных латинских княжеств на Востоке, создал 
сложную политическую обстановку. Византия, довольная ослаблением турок в Малой 
Азии и возвращением значительной части последней под власть империи, была в то 
же время встревожена появлением крестоносных княжеств в Антиохии, Эдессе, 
Триполи, которые стали представлять собой для Византии нового политического 
врага. Подозрительность империи постепенно усиливается настолько, что Византия 
в XII веке, открывая враждебные действия против своих прежних союзников — 
крестоносцев, не останавливается перед заключением союзов с прежними врагами — 
турками. В свою очередь, крестоносцы, обосновавшиеся в своих новых владениях, 
боясь опасного для себя усиления империи со стороны Малой Азии, точно так же 
заключают союзы с турками против Византии. В одном этом уже заключается полное 
вырождение в XII веке самой идеи крестоносных предприятий.
      О полном разрыве Алексея Комнина с крестоносцами говорить нельзя. 
Император, если и был недоволен особенно образованием латинянами вышеупомянутых 
самостоятельных княжеств, не приносивших Алексею вассальной присяги, тем не 
менее не отказывал крестоносцам в посильной помощи, например, при перевозке их 
с Востока домой, на Запад. Разрыв состоялся между императором и Боемундом 
Тарентским, который чрезмерно, с точки зрения интересов Византии, усилился в 
Антиохии за счет соседей, слабых турецких эмиров, и византийской территории. 
Антиохия и сделалась главным центром стремлений А
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 155
 <<-