|
итание в школе, он в 1752 году был отдан для продолжения образования в
оксфордский колледж Магдалины. После кратковременного пребывания в Оксфорде
Гиббон переехал в Швейцарию, в Лозанну, где поступил на воспитание к одному
кальвинисту. В Лозанне он провел пять лет, и это пребывание оставило на всю
жизнь неизгладимое впечатление в сердце молодого Гиббона, проводившего время за
чтением классиков и важнейших исторических и философских сочинений и усвоившего
в совершенстве французский язык. Швейцария сделалась для него второй родиной.
Гиббон писал: «Я перестал быть англичанином. В гибкий период юности, от
шестнадцати до двадцати одного года, мои мнения, привычки и чувствования
приняли иностранную окраску; слабое и отдаленное воспоминание об Англии почти
изгладилось; мой родной язык стал менее близким; и я с радостью принял бы
предложение небольшого независимого состояния на условии вечного изгнания». В
Лозанне Гиббону удалось увидеть «самого необыкновенного человека того времени,
поэта, историка и философа» – Вольтера49.
По возвращении в Лондон, Гиббон в 1761 году издал свой первый труд,
написанный на французском языке – «Опыт изучения литературы» (Essai sur l'etude
de la literature), – который был встречен весьма сочувственно во Франции и
Голландии и весьма холодно в Англии. Прослужив в течение двух с половиной лет в
военной милиции, собранной ввиду тогдашней войны между Францией и Англией, т.е.
Семилетней войны, Гиббон в 1763 году через Париж возвратился в любимую Лозанну,
а в следующем году совершил свое итальянское путешествие, во время которого
посетил Флоренцию, Рим, Неаполь, Венецию и другие города.
Для последующей ученой деятельности Гиббона пребывание его в Риме имело
первостепенное значение: оно навело его на мысль написать историю «вечного»
города. «15 октября 1764 года, – писал Гиббон, – я сидел, погруженный в грезы,
среди развалин Капитолия, в то время как босоногие монахи пели свои вечерни в
храме Юпитера; в ту минуту впервые блеснула у меня в уме мысль написать историю
упадка и разрушения Рима»50. Первоначальный план Гиббона был написать историю
упадка города Рима, а не Римской империи; только несколько позднее план его
расширился, и в результате Гиббон написал историю Римской империи, западной и
восточной, доведя историю последней до падения Константинополя в 1453 году.
По возвращении в Лондон, Гиббон начал деятельно собирать материал для
задуманного труда. В 1776 году появился первый том его труда, начинавший
изложение со времени Августа. Успех его был необычаен; первое издание разошлось
в несколько дней.
По словам Гиббона, «его книга была на каждом столе и почти на каждом
туалете»51. Следующие тома его истории, содержащие главы о христианстве, в
которых выяснялись личные религиозные воззрения автора в духе XVIII века,
подняли целую бурю, особенно среди итальянских католиков.
У Гиббона была одна заветная мечта, а именно: он хотел, чтобы Лозанна,
бывшая школой его юности, сделалась его жизненным убежищем на склоне лет.
Наконец, спустя почти двадцать лет после своего второго отъезда из Лозанны,
Гиббон, имея достаточные средства для независимого существования, переехал в
Лозанну, где и окончил свою историю. Автор в таких словах описывает момент
окончания своего многолетнего труда: «В день, или скорее в ночь, 27 июня 1787
года, между одиннадцатью и двенадцатью часами, на даче в моем саду я написал
последние строки последней страницы. Положив перо, я несколько раз прошелся по
аллее акаций, с которой открывается вид на деревню, озеро и горы. Воздух был
спокоен; небо ясно; серебряный круг луны отражался в воде, и вся природа
молчала. Я не буду скрывать первого чувства радости при возвращении моей
свободы и, может быть, при установлении моей славы. Но гордость моя вскоре
смирилась, и серьезная печаль овладела моим умом при мысли о том, что я
навсегда простился со старым и приятным товарищем, и что какова бы ни была
грядущая судьба моей истории, жизнь историка должна быть короткой и
непрочной»52.
Разыгравшаяся французская революция заставила Гиббона возвратиться в
Англию, где он и умер в Лондоне в январе 1794 года.
Гиббон принадлежит к тем немногим писателям, которые занимают выдающееся
место как в литературе, так и в истории. Гиббон – превосходный стилист. Один
современный византинист сравнивает его с Фукидидом и Тацитом.
Гиббон оставил одну из лучших существующих автобиографий, о которой ее
новейший английский издатель (Birkbeck Hill) говорит: «Она настолько коротка,
что может быть прочитана при свете одной пары свечей; она настолько интересна
по своему содержанию и настолько привлекательна по оборотам мысли и стилю, что
при втором и третьем чтении она доставляет едва ли меньшее удовольствие, чем
при первом».
Отражая на себе веяния эпохи, Гиббон является в своей истории носителем
определенной идеи, выраженной им такими словами: «Я описал торжество варварства
и религии». Другими словами, историческое развитие человеческих обществ со II
века н.э. было, по его мнению, обратным движением (регрессом), в чем главная
вина должна падать на христианство. Конечно, главы Гиббона о христианстве имеют
в настоящее время лишь исторический интерес.
Не надо забывать, что со времени английского историка исторический
материал чрезвычайно разросся, задачи истории изменились, появилась критика
источников и новейшие издания последних, выяснилась зависимость источников друг
от друга, получили права гражданства в истории вспомогательные дисциплины:
нумизматика, эпиграфика, сигиллография (наука о печатях), папирология и т.д.
Все это приходится иметь в виду при чтении истории Гиббона. Не надо также
забывать, что Гиббон, недостаточно владевший греческим языком, имел до 518 года,
т.е. до года смерти императора Анастасия I, превосходного предшественника и
руководителя, котор
|
|