|
ровительствовал церкви в лице ее
служителей, способствовал постройке храмов, монастырей, умножению их
привилегий; наконец, император устанавливал вероисповедное единство среди всех
подданных империи, давал последним норму правоверного учения, участвовал в
догматических спорах и давал заключительное решение по спорным догматическим
вопросам. Подобная политика светского преобладания в религиозных и церковных
делах, вплоть до тайников религиозных убеждений человека, особенно ярко
проявленная Юстинианом, получила в истории название цезарепапизма, и этот
император считается одним из наиболее типичных представителей
цезарепапистического направления339. Глава государства был цезарем и папой, т.е.
совмещал в своей особе всю полноту власти светской и духовной. Для историков,
выдвигающих политическую сторону деятельности Юстиниана, главным мотивом его
цезарепапизма было стремление обеспечить свою политическую власть, укрепить
государство и найти для случайно доставшегося ему трона религиозную опору.
Юстиниан был религиозно образованным человеком, знал хорошо Священное
Писание, любил лично участвовать в религиозных спорах и являлся автором
церковных песнопений. Для Юстиниана религиозные несогласия, как вносившие смуту
в государство, казались опасными и с политической точки зрения: они угрожали
единству империи.
Мы уже знаем, что два последних предшественника Юстина и Юстиниана, Зенон
и Анастасий, вступили на путь примирения с восточной монофизитской церковью и
тем самым порвали отношения с римской церковью. Юстин и Юстиниан определенно
встали на сторону последней и возобновили с ней общение. Это обстоятельство
должно было снова оттолкнуть от Юстиниана восточные провинции, что совершенно
не входило в планы императора, желавшего установить единую веру в своем
обширном государстве. Осуществить же религиозное соединение Востока с Западом,
Александрии и Антиохии с Римом, было невозможно. «Правительство Юстиниана, – по
словам одного историка, – в церковной политике представляло собой двуликого
Януса, одно лицо которого было обращено на Запад, спрашивало директив у Рима, а
другое на Восток, искало истины у сирийского и египетского монашества»340.
Поставив в начале своего правления в основу церковной политики сближение
с Римом, Юстиниан должен был выступать защитником Халкидонского собора, против
которого были непримиримо настроены восточные провинции. Римский престол
пользовался при нем наивысшим церковным авторитетом. В своих письмах к римскому
епископу Юстиниан называл его «папой», «папой римским», «апостольским отцом»,
«папой и патриархом» и т.д., причем титул «папа» прилагался исключительно к
римскому епископу. В одном послании император называет папу «главой всех святых
церквей» (caput omnium sanctarum ecclesiarum)341 и в одной из своих новелл
определенно говорит, что «блаженнейший архиепископ Константинополя, Нового Рима,
занимает второе место после святейшего апостольского престола Старого Рима»342.
Юстиниану пришлось столкнуться с иудеями, язычниками и еретиками; к числу
последних он причислял манихеев, несториан, монофизитов, ариан и других
представителей менее значительных религиозных учений. Арианство было
распространено на западе среди германских народов. Остатки язычества
существовали в различных частях империи и имели главным своим центром
философскую школу в Афинах. Иудеи же и представители других еретических учений
находились, главным образом, в восточных провинциях. Наибольшим влиянием,
конечно, пользовались монофизиты. Борьба с арианами выразилась в форме его
военных предприятий на западе, окончившихся уже известными нам подчинениями,
полными или частичными, германских государств.
При убеждении Юстиниана в необходимости иметь в государстве единую веру,
не могло быть и речи о терпимом отношении к представителям других религий и
еретических учений, которые подвергались при нем суровым преследованиям при
помощи военных и гражданских властей.
Закрытие афинской школы
Для окончательного искоренения остатков язычества Юстиниан закрыл в 529
году знаменитую философскую школу в Афинах, этот последний оплот отжившего
язычества, которому, как было сказано выше, нанес уже раньше сильный удар
основанный в V веке при Феодосии II Константинопольский университет. После
закрытия школы при Юстиниане афинские профессора подверглись изгнанию;
имущество школы было конфисковано. Один историк пишет: «В том же году, в
котором св. Бенедикт разрушил последнее языческое национальное святилище в
Италии, а именно храм Аполлона в священной роще на Монте Кассино, была также
разрушена твердыня античного язычества в Греции»343. С этих пор Афины утратили
окончательно свое былое значение культурного центра и превратились в глухой
провинциальный город. Полного искоренения язычества Юстиниан не достиг; оно
продолжало скрываться в некоторых малодоступных местностях.
Иудеи и близкие им по вере самаритяне в Палестине, не вынесшие
правительственного преследования и поднявшие восстание, были усмирены с большой
жестокостью. Синагоги разрушались; в остававшихся синагогах запрещалось читать
книги Ветхого Завета по древнему еврейскому тексту, который должен был быть
заменен греческим переводом семидесяти толковников; гражданские права
отнимались. Несториане также преследовались.
Церковные проблемы и пятый Вселенский собор
Важнее всего, конечно, было отношение Юстиниана к монофизитам. Вопервых,
отношение к ним имело государственное значение и ставили вопрос о в высшей
степени важных для государства восточных провинциях: Египте и Сирии с
Палестиной; вовторых, на стороне монофизитов была супруга Юстиниана Феодора,
имевшая на него сильное влияние. Один современный ей монофизитский писатель
называет ее «правоверной, исполненной ревности», «христолюбивой царицей,
поставленной Богом в трудные времена
|
|