Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История от Древней до современной Греции :: А.А. Васильев - История Византийской империи :: А.А. Васильев - История Византийской империи. Т.1
<<-[Весь Текст]
Страница: из 229
 <<-
 
редприятиях. Но тем не менее этого было недостаточно. 
Новые налоги не соответствовали платежным силам страны. Попытки императора 
сократить расходы на содержание войск отзывались на их численности, а 
уменьшение последней делало шаткими все его западные завоевания.
      С точки зрения римской идеологии Юстиниана его западные войны понятны и 
естественны. Но с точки зрения действительных интересов страны они должны быть 
признаны ненужными и вредными. Различие между Востоком и Западом в VI веке было 
уже настолько велико, что самая идея присоединения Запада к восточной империи 
была анахронизмом; прочного слияния быть уже не могло. Удержать завоеванные 
страны можно было лишь силой; но на это, как было замечено уже выше, не было у 
империи ни сил, ни денег. Увлеченный своими несбыточными мечтами, Юстиниан не 
понимал значения восточной границы и восточных провинций, где находился 
настоящий жизненный интерес Византии. Западные походы, являясь результатом 
одной, личной воли императора, не могли иметь прочных результатов, и план 
восстановить единую Римскую империю умер с Юстинианом. Благодаря же его общей 
внешней политике империя должна была пережить тяжелый внутренний хозяйственный 
кризис.
      
Законодательная деятельность Юстиниана. Трибониан
      
      Мировую известность получил Юстиниан благодаря своей законодательной 
деятельности, которая поражает широтой размаха. Император, с его точки зрения, 
«должен быть не только украшен оружием, но и вооружен законами, чтобы быть в 
состоянии управлять как в военное, так и мирное время; он должен быть как 
твердым защитником права, так и триумфатором над побежденными врагами»320. Сам 
Бог даровал императорам право творить и толковать законы. Таким образом, 
император, в представлении Юстиниана, должен быть законодателем, и право на это 
освящено свыше.
      Но, конечно, помимо подобных теоретических оснований императором 
руководили и практические побуждения. В его время в римском праве царил полный 
беспорядок.
      Во время еще языческой Римской империи, когда законодательная власть 
находилась всецело в руках императора, единственной формой законодательства 
были императорские конституции, получившие название «законов» (leges). В 
противоположность последним, все право, созданное прежним законодательством и 
разработанное юристами классического периода, называлось «древним правом» (jus 
vetus или jus antiquum). С половины III века юриспруденция стала быстро падать; 
юридическая же литература ограничивалась чисто компилятивной работой, стараясь 
на основании выдержек из императорских конституций и наиболее известных 
сочинений старых юристов составлять сборники для облегчения судьям, которые уже 
не были в состоянии справиться со всей юридической литературой. Но это были 
лишь частные сборники, не имевшие никакой официальной силы. Поэтому в 
действительности судья должен был разбираться во всех императорских 
конституциях и во всей обширной классической литературе, что одному человеку 
было не под силу. Надо помнить, что какоголибо центрального органа для 
опубликования императорских конституций не существовало; увеличиваясь ежегодно 
в количестве и будучи разбросаны по разным архивам, императорские конституции 
представляли громадные трудности для пользования, тем более что новые указы 
очень часто отменяли или изменяли старые. Поэтому чувствовалась настоятельная 
потребность собрать императорские указы воедино и дать всем желающим 
возможность пользоваться таким сборником. Мы знаем, что в этом отношении было 
сделано довольно много еще до Юстиниана, который при своей законодательной 
работе имел уже в руках Codex Gregorianus, Codex Hermogenianus и Codex 
Theodosianus. Что же касается облегчения пользования классической литературой, 
т.е. «древним правом», то при Феодосии II и его западном современнике 
Валентиниане III был издан закон, придававший юридически обязательную силу 
сочинениям лишь пяти наиболее известных юристов. Прочие юридические писатели 
могли не приниматься в расчет. Конечно, это было только формальным разрешением 
вопроса, тем более что и у пяти узаконенных юристов вовсе не легко было найти 
подходящее решение для данного случая; сами юристы иногда противоречили друг 
другу; наконец, при изменившихся условиях жизни решения классических юристов 
оказывались иногда устаревшими. Одним словом, чувствовалась общая потребность в 
полном и официальном пересмотре всей правовой системы в подведении итогов всего 
многовекового развития.
      В предшествовавших кодексах были собраны за определенное время лишь 
императорские конституции. Юридическая литература в них затронута не была. 
Юстиниан предпринял громадную законодательную работу составить не только свод 
императорских конституций до своего времени, но и переработать юридическую 
литературу. Главным помощником императора в этом трудном начинании и душой 
всего дела был Трибониан.
      Работа шла поразительно быстро. В феврале 528 года императором была 
созвана комиссия из десяти опытных и знающих человек, в числе которых находился 
Трибониан, «правая рука императора в его большом деле кодификации и, возможно, 
в чемто вдохновитель работы комиссии», и Феофил, профессор права в 
Константинополе321.
      Задача комиссии была пересмотреть прежние три кодекса, удалить из них все 
устаревшее и привести в порядок конституции, вышедшие после кодекса Феодосия; 
все это должно было составить один сборник. В апреле 529 года кодекс Юстиниана 
(Codex Justinianus) уже был опубликован; будучи разделен на двенадцать книг и 
заключая в себе конституции со времени императора Адриана до Юстиниана, он 
сделался единственным обязательным для всей империи сводом законов и отменял, 
таким образом, прежние три кодекса.
      Если работа Юстиниана над кодексом была облегчена предшествовавшими 
законодательными сборниками, то подобная же работа над «древним правом» 
являлась уже личным делом императора. В 530 г
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 229
 <<-