|
настасия для той эпохи
еще не имели большого значения: вторгавшиеся толпы варваров грабили и уходили.
Но набеги эпохи Анастасия явились как бы предвестниками уже крупных славянских
вторжений на полуостров в VI веке во время Юстиниана, открывших собой период
заселения полуострова славянами и повлекших за собой глубокие последствия для
внутренней жизни Византии.
Для защиты столицы от северных народов Анастасий построил во Фракии, на
расстоянии 40 верст от Константинополя, так называемую «Длинную стену», которая
шла от Мраморного моря до Черного и превратила, по словам одного источника,
город из полуострова почти в остров231. Однако Анастасиева стена не оправдала
впоследствии возлагавшихся на нее надежд и благодаря поспешности в работе и
землетрясениям не служила серьезным препятствием для приближения врагов к
городским стенам. В настоящее время укрепления Чаталджи, возведенные несколько
ближе к городу, являются как бы подражанием Анастасиевой стене, следы которой
можно видеть и теперь.
В Западной Европе во время Анастасия происходили дальнейшие изменения.
Теодорих сделался остготским королем в Италии, а на далеком северозападе, еще
до вступления Анастасия на престол, Хлодвиг основал сильное франкское
государство. Оба государства были созданы на землях, теоретически
принадлежавших римскому, т.е. в данном случае византийскому, императору.
Конечно, о какойлибо действительной зависимости, особенно отдаленного
франкского государства, от Константинополя не было и речи. Но в глазах
подчинявшегося германцам туземного населения власть пришлого государя только
тогда получала настоящее обоснование, когда она подтверждалась с берегов
Босфора. Поэтому когда готы провозгласили Теодориха в Италии королем, «не
подождав, – как говорит современный хронист, – распоряжения нового принцепса»,
т.е. Анастасия232, Теодорих просил последнего прислать ему знаки императорской
власти, отправленные раньше Одоакром Зенону. Просьбу остготского короля
Анастасий исполнил, после чего первый в глазах итальянского туземного населения
сделался законным правителем233. Дальнейшему сближению остготов с Италией
мешало, как известно, их арианство.
Хлодвигу франкскому Анастасий послал диплом на консульское достоинство,
которое с великой радостью было им принято234. Конечно, здесь речь шла лишь о
почетном звании консула, которое не влекло за собой отправления соответствующих
обязанностей. Тем не менее для Хлодвига это имело большое значение. Римское
население Галлии смотрело на восточного императора как на носителя верховной
власти, от которой другая власть должна была получать свою компетенцию. Диплом
Анастасия на консульское звание доказывал галльскому населению законность
власти Хлодвига над ними. Он делался этим как бы наместником провинции, которая
теоретически оставалась частью единой Римской империи. Подобные отношения
византийского государя к западным германским государствам указывают на то, как
в конце V и начале VI века еще сильно жила на Западе идея единой империи.
Религиозная политика Анастасия. Восстание Виталиана. Внутренняя
деятельность. В своей религиозной политике, несмотря на вышеупомянутое
обещание патриарху не вводить в церковь никаких новшеств, Анастасий был склонен
к монофизитству; через некоторое же время он открыто перешел на сторону
монофизитов. Последнее обстоятельство было приветствовано в Египте и Сирии,
областях попреимуществу монофизитских. Но зато в самой столице монофизитские
симпатии императора вызвали большое смущение. Когда же Анастасий, по образцу
Антиохии, велел Трисвятое петь с прибавлением слов «Распныйся за ны», т.е.:
«Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, распныйся за ны, помилуй нас»,
то в Константинополе поднялось сильное восстание, едва не кончившееся
низложением императора.
На фоне религиозной политики Анастасия вспыхнуло во Фракии восстание
Виталиана, выступившего с большим сухопутным войском, в состав которого входили
гунны, болгары и, может быть, славяне, и с многочисленными судами против
столицы; имея в виду свергнуть императора с престола, т.е. цель политическую,
Виталиан объявил, что поднялся на защиту угнетенной православной церкви. После
долгой, упорной и временами неудачной для императора борьбы с Виталианом
восстание последнего было подавлено. В истории оно имеет немалое значение: по
словам Ф.И. Успенского, Виталиан, «приводя три раза под Константинополь отряды,
собранные из племен разного происхождения, и, истребовав от правительства
огромные денежные выдачи, обнажил перед варварами слабость империи и громадные
богатства Константинополя и приучил их к комбинированным движениям с суши и с
моря»235.
Внутренняя деятельность Анастасия, до сих пор еще недостаточно оцененная
и исследованная в исторической литературе, отличаясь большим оживлением,
касается важных сторон экономической и финансовой жизни страны.
На первое место должна быть поставлена его финансовая мера, отменившая
ненавистный, тяжелый налог – хрисаргир, т.е. налог, уплачиваемый золотом и
серебром (полатыни он назывался lustralis collatio). Это подать, введенная еще
при Константине Великом, падала на все существовавшие в империи ремесла и
промыслы, не исключая прислуги, нищих, публичных женщин и т.д., и даже,
вероятно, на самые орудия для добывания средств к жизни, как, например, на
лошадь, мула, осла, собаку и т.д. Особенно страдали от хрисаргира бедные классы.
Хотя эта подать должна была быть взимаема раз в пять лет, на самом деле во
времени ее взимания господствовали произвол и полная неожиданность, что
приводило в отчаяние население236. Анастасий, невзирая на крупный доход казне
от этого налога, окончательно отменил его, уничтожив все связанные с ним
документы. Население восторженно встретило отмену ненавистного налога, о
|
|