|
й
поступок Феодосия не прошел даром и для него. Амвросий отлучил от церкви
императора, который, несмотря на свою власть и могущество, должен был
всенародно исповедать свой грех, смиренно выполнить наложенную на него
Амвросием епитимью и не носить во время нее царских облачений. Феодосий и
Амвросий являлись представителями различных точек зрения на отношения между
церковью и государством. Первый стоял за господство государства над церковью;
второй полагал, что церковные дела лежат вне компетенции светской власти.
Ведя беспощадную борьбу против еретиков, Феодосий открыл решительные
действия и против язычников. Рядом указов император запретил жертвоприношения и
гадания по внутренностям жертвенных животных, доступ в языческие храмы; ввиду
этого храмы закрывались; их здания иногда служили государственным потребностям;
иногда же языческие храмы со всеми заключавшимися в них богатствами и
памятниками искусства подвергались разрушению со стороны фанатически
настроенной толпы. Особенно известен факт разрушения в Александрии знаменитого
храма бога Сераписа, Серапия, остававшегося центром языческого культа в этом
городе. Последний закон Феодосия против язычников, изданный в 392 году,
окончательно запрещавший жертвоприношения, возлияния, воскурение фимиама,
развешивание венков, гадания и называвший прежнюю религию языческим суеверием
(gentilicia superstitio)188, объявляет всех преступивших данный эдикт виновными
в оскорблении величества и религии и грозит строгими карами. Один историк
называет эдикт 392 года «похоронной песней язычества»189. Им заканчивается
борьба Феодосия с язычеством Востока.
В западной части империи из борьбы императоров Грациана, Валентиниана II
и Феодосия особенно известен факт удаления из здания римского сената статуи
Победы. Сенаторы, остававшиеся еще наполовину язычниками, видели в
насильственном удалении статуи Победы гибель прошлого величия Рима. К
императору был направлен язычник, известный оратор Симмах, с запиской о
возвращении статуи в сенат, – с этой, по выражению Ф.И. Успенского, «последней
песней умирающего язычества, которое робко и жалобно просит милости у юного
императора (т.е. у Валентиниана II) в пользу религии, которой его предки
обязаны славой и Рим – своим величием»190. Миссия Симмаха не удалась: победу
одержал вметавшийся в это дело епископ медиоланский Амвросий. В 393 году в
последний раз были отпразднованы Олимпийские игры. В числе других античных
памятников знаменитая статуя Зевса работы Фидия была перевезена из Олимпии в
Константинополь.
Религиозная политика Феодосия отличается от таковой же политики его
предшественников. Последние, встав на сторону того или другого христианского
направления, или язычества, как Юлиан, всетаки придерживались в известной
степени терпимости по отношению к другим направлениям; de jure равенство
религий существовало. Феодосий встал на иную точку зрения. Избрав никейскую
формулу как единственно правильную, он утвердил ее законом, наложив полный
запрет на другие религиозные направления в христианстве и на язычество. В лице
Феодосия на римском престоле сидел император, считавший церковь и религиозные
убеждения своих подданных входящими в область его полномочий. Несмотря на все
это Феодосию не удалось разрешить религиозный вопрос так, как он желал, т.е.
создать единую никейскую церковь. Религиозные споры, не только продолжаясь, но
и умножаясь и разветвляясь, создали в V веке условия для бурной и кипучей
религиозной жизни. В отношении же язычества Феодосий одержал полную победу. При
нем было, действительно, торжество христианства. Язычество, потеряв всякую
возможность так или иначе проявлять открыто свои религиозные чувства, окончило
свое существование как организованное целое. Язычники, конечно, остались; но
это были уже отдельные семьи, отдельные лица, хранившие в тайне дорогие им
заветы умершей религии.
Известную афинскую языческую школу Феодосий не тронул; она продолжала
существовать, поддерживая знакомство слушателей с произведениями античной
литературы.
Германский (готский) вопрос в IV веке
Жгучим вопросом в конце IV века для империи был вопрос германский, а
именно готский.
В силу какихто не вполне еще выясненных причин готы, жившие в начале
христианской эры на южном берегу Балтийского моря, передвинулись, вероятно, в
конце II века, оттуда на юг в пределы современной южной России, дошли до
берегов Черного моря и заняли пространство от Дона до нижнего Дуная. Днестр
разделял готов на два племени: на восточных готов, остготов, или остроготов, и
западных готов, вестготов. Будучи, как и другие германские народы той эпохи,
настоящими варварами, готы на юге России попали в благоприятные культурные
условия. Как известно, все северное побережье Черноморья задолго до н.э. было
покрыто богатыми культурными центрами, греческими колониями, влияние которых
заходило, судя по археологическим данным, довольно далеко вглубь страны на
север и давало себя чувствовать и в христианское время. В Крыму находилось
богатое и культурное Боспорское царство. Очутившись под некоторым влиянием
античной культуры в местах своего нового поселения и вступив, с другой стороны,
в длительное соприкосновение с Римской империей на Балканском полуострове, готы
в позднейшую эпоху своего появления в Западной Европе были народом, в
культурном отношении, конечно, превосходившим других своих германских сородичей,
которые выступили на арену своей исторической жизни на Западе в состоянии
полного варварства.
Деятельность готов, обосновавшихся в степях современного нашего юга, была
направлена во II веке по двум путям: с одной стороны, их влекло море и
представлявшаяся возможность предпринимать морские набеги на прибрежные
местности; с другой стороны, на югозападе готы подошли к римской границе на
Дунае и столкнулись с империей.
Утверди
|
|