|
работ, вышедших уже после
смерти А.А. Васильева, объясняется следующими двумя моментами. А.А. Васильев
цитирует некоторых общеизвестных русских авторов в англоязычных переводах (А.И.
Герцен, П.Я. Чаадаев), со ссылкой на английские переводы дает А.А. Васильев и
цитаты из некоторых авторов, или произведений, пользующихся общемировой
известностью (Гегель, Монтескье, Коран). Во всех этих случаях ссылки А.А.
Васильева заменены на последние русские издания. По изданию 1996 года
(издательство «Алетейя») цитируется также известный русский византинист начала
века Ю.А. Кулаковский.
Индекс к работе составлен заново, но с учетом указателя последнего
американского издания.
В завершение несколько слов о характеристике работы в целом и месте ее в
истории науки. «История Византийской империи» А.А. Васильева относится к числу
уникальных явлений в истории исторической мысли. Действительно, общих историй
Византии, написанных одним исследователем, крайне мало. Можно вспомнить две
немецкие работы, написанные и изданные несколько ранее сочинения А.А. Васильева.
Это – Н.F. Hertzberg. Geschichte der Byzantiner und des Osmanischen Reiches
bis gegen Ende des 16. Jahrhunderts. Berlin, 188327; H. Gelzer. Abriss der
byzantinischen Kaisergeschichte. Munchen, 1897. Все же остальные общие работы,
по византийской истории, принадлежащие перу одного автора, написаны русскими
исследователями, в основном – учениками академика В.Г. Васильевского28. Это – Ю.
А. Кулаковский, Ф.И. Успенский, А.А. Васильев, Г.А. Острогорский. Из работ,
написанных этими авторами, лишь сочинение Ф.И. Успенского29 и издаваемый цикл
работ Д.А. Васильева охватывают действительно все стороны жизни империи.
Всесторонняя по охвату материала «История Византии» Ю.А. Кулаковского доведена
лишь до начала Исаврийской династии. Неоднократно переиздававшееся сочинение Г.
А. Острогорского «Geschichte des byzantinischen Staates» описывает историю
Византии прежде всего как историю государства и государственных учреждений.
Таким образом, сочинение А.А. Васильева во многих отношениях сопоставимо
с «Историей Византийской империи» Ф.И. Успенского, однако между ними, как будет
показано ниже, есть и существенные различия.
«История Византийской империи» А.А. Васильева – это прекрасный образец
работы общего плана, где кратко, ясно, с большим количеством ссылок на основные
источники и исследования дана характеристика всех периодов истории Византии.
Внешнеполитическая история изложена А.А. Васильевым полностью. Проблемы
внутренней истории рассмотрены неравномерно, хотя основные проблемы внутренней
жизни каждого периода затронуты или упомянуты. Каждая глава, то есть
соответственно каждый период, завершается у А.А. Васильева характеристикой
литературы и искусства30. Проблемы торговли и торговых связей рассмотрены
только в связи с Космой Индикопловом и временем Юстиниана. А.А. Васильев почти
не затрагивает особенности жизни провинций. Проблемы социальных и экономических
отношений в империи рассмотрены подробно почемуто только для времени
Македонской династии.
Уникальность сочинения А.А. Васильева заключается среди прочего в
достаточно удачной попытке синтеза достижений западноевропейской, американской
и русской исторической науки. Работа изобилует ссылками на сочинения русских и
советских историков, что в целом не очень характерно для западноевропейской и
американской науки.
К особенностям работы следует отнести и манеру подачи материала. Автор в
повествовательном стиле излагает события, не давая им в основном объяснений или
интерпретации. Исключение составляют некоторые особо важные события, как,
например, арабские завоевания, иконоборчество или крестовые походы. Объяснение
А.А. Васильева при этом заключается в систематическом изложении всех имеющихся
точек зрения по данному вопросу31.
Существенным отличием работы А.А. Васильева от «Истории Византийской
империи» Ф.И. Успенского, как и в целом от исследований российской
византинистики, следует назвать невнимание к проблемам социальноэкономического
характера32. За этим стояло, как кажется, отчасти отсутствие интереса А.А.
Васильева33 к этой проблематике, отчасти же – один объективный фактор.
Все переиздания сочинения А.А. Васильева относятся к американскому
периоду его жизни. В США Александр Александрович не случайно считается
основателем американской византинистики. В середине двадцатых годов А.А.
Васильев начинал свою деятельность почти на пустом месте34. Вот почему понятно,
что от А.А. Васильева в США ждали не узко специальных исследований35 а именно
разработки общего, всеобъемлющего курса истории Византии. Этим требованиям
сочинение А.А. Васильева полностью удовлетворяло.
Не исключено, что именно этот общий характер работы А.А. Васильева,
особенности изложения, когда проблемы не столько раскрываются, сколько
описываются, а также невнимание к социальноэкономической проблематике привели
к следующему неожиданному факту. «История Византийской империи» существует в
переводах на многие языки, однако на нее практически не ссылаются в научной
литературе, в отличие, например, от «Истории Византийской империи» Ф.И.
Успенского.
Факт этот понять, однако, можно, если посмотреть на сочинение А.А.
Васильева с другой стороны. В отличие от трехтомной «Истории Византии» Ю.А.
Кулаковского, оставшейся в истории именно благодаря крайне детализированному по
сути и беллетризированному по форме изложению, «История Византийской империи» А.
А. Васильева отличается гораздо более сжатым изложением, более академичным
стилем подачи материала, хотя одновременно и немалым количеством тонких,
ехидноиронических замечаний когда в адрес персонажей византийской истории,
когда и в адрес современников А.А. Васильева.
Более существенно, однако, другое. Как у
|
|