|
ий – западную. Как и раньше в IV веке, при совместном правлении Валента с
Валентинианом I или Феодосия с Грацианом и Валентинианом II, когда подобное
разделение управления империей не нарушало ее единства, так и при Аркадии и
Гонории последнее нарушено не было: было два правителя единого государства.
Современники их именно так смотрели на дело, и историк V века Орозий, автор
«Истории против язычников», писал: «Аркадий и Гонорий начали сообща владеть
империей, имея только различные резиденции»147.
Государями в восточной части империи за время с 395 по 518 гг. были
следующие лица: сначала сидела на престоле испанcкая линия Феодосия Великого –
сын его Аркадий (395–408), женатый на Евдоксии, дочери германского (франкского)
вождя; Затем сын Аркадия, Феодосий II Младший (408–450), женатый на дочери
афинского философа Афинаиде, во святом крещении получившей имя Евдокии. После
смерти Феодосия II сестра его Пульхерия вышла замуж за Маркиана, родом из
Фракии, который и сделался императором (450–457). В 450 году, таким образом,
окончилась мужская линия испанской династии Феодосия. После смерти Маркиана на
престол был избран военачальник Лев I (457–474), родом из Фракии или из «Дакии
в Иллирике», т.е. в префектуре Иллирика. Дочь Льва I Ариадна, бывшая замужем за
исавром Зеноном, имела сына Льва, который в возрасте шести лет после смерти
своего деда сделался императором (474), но через несколько месяцев умер, успев
сделать соимператором своего отца Зенона, из дикого горного племени исавров,
живших внутри Малой Азии, в горах Тавра. Этот Лев известен в истории как Лев II
Младший. После смерти последнего правил его отец Зенон (474–491). В 491 году
его не стало, и вдова Зенона Ариадна отдала свою руку силенциарию148,
престарелому Анастасию, родом из Диррахиума (Дураццо), в Иллирии (в современной
Албании), который и был провозглашен императором (Анастасий I, 491–518). Этот
список императоров показывает, что после смерти Константина Великого и до 518 г.
трон в Константинополе занимала сперва дарданская династия Константина, или,
скорее, династия его отца, который, вероятно, принадлежал к какомуто
романизованному племени на Балканах, затем – определенное количество римлян –
Иовиан и семья Валентиниана I; затем тремя членами Испанской династии Феодосия,
за которыми последовали случайные императоры, принадлежавшие к разнообразным
племенам: фракийцы, один исавр и иллириец (вероятно, албанец). В течение всего
периода ни один грек не занимал престола.
Констанций (337–361)
Сыновья Константина, Константин, Констанций и Констант, приняв каждый
титул августа, стали править империей после смерти отца. Вражда между братьями,
поделившими между собой государство, осложнялась еще тем, что империя должна
была вести изнурительную борьбу с персами и германцами. Братьев разъединяли не
только политические интересы, но и религиозные. В то время как Константин и
Констант были на стороне никейцев, Констанций, продолжая и развивая религиозное
настроение последних лет жизни своего отца, открыто стоял за ариан. В
междоусобных войнах погибли насильственной смертью сначала Константин, а через
несколько лет Констант. Констанций сделался в конце концов единым государем
империи.
Будучи убежденным сторонником арианства, Констанций упорно проводил
арианскую политику в ущерб язычеству, которое при нем подверглось крупным
ограничениям. Один из указов Констанция провозглашал: «Да прекратится суеверие,
да уничтожится безумие жертвоприношений»149. Но языческие храмы вне городских
стен оставались пока в неприкосновенности. Через несколько лет вышел указ о
закрытии языческих храмов, о запрещении доступа в них и о запрещении
жертвоприношений во всех местностях и городах империи под угрозой смертной
казни и конфискации имущества. В другом указе читаем, что смертная казнь
грозила всякому, кто принес жертву или поклонялся идолам150. Когда Констанций,
желая отпраздновать двадцатилетие своего правления, прибыл впервые в Рим, то он,
после осмотра многочисленных памятников древности под руководством сенаторов,
которые оставались язычниками, повелел удалить из сената алтарь Победы,
олицетворявший для язычества все прошлое величие Рима. Этот факт произвел
глубокое впечатление на язычников, которые почувствовали, что для них наступают
последние времена. При Констанции расширились иммунитеты духовенства; епископы
освобождались от светского суда.
Одновременно с подобными суровыми мерами против язычества последнее, тем
не менее, продолжает существовать не только само по себе, но и продолжает
иногда находить некоторое покровительство в правительстве. Весталки и жрецы
были оставлены Констанцием в Риме. В одном указе он приказывает избрать жреца
(sacerdos) для Африки. До конца дней своих Констанций носил титул Pontifex
Maximus. В результате язычество при Констанции пережило целый ряд
ограничительных мер, в то время как христианство, хотя и в форме арианства,
сделало дальнейшие шаги на пути своего развития и закрепления.
Последовательная и упорная арианская политика Констанция приводила его к
столкновениям с никейцами. Особенной настойчивостью отличалась его долгая
борьба с известным защитником никейства, Афанасием Александрийским. Когда в 361
году Констанций умер, то ни никейцы, ни язычники не могли искренно оплакивать
почившего государя. Язычники радовались тому, что на престол вступал Юлиан,
открытый сторонник язычества. Чувства же православной партии по поводу смерти
Констанция можно выразить словами блаженного Иеронима: «Господь пробуждается,
он повелевает буре, зверь умирает и спокойствие восстанавливается»151.
Торжественное погребение Констанция, умершего во время персидского похода в
Киликии и перевезенного в Константинополь, произошло в присутствии
|
|