Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История от Древней до современной Греции :: А.А. Васильев - История Византийской империи :: А.А. Васильев - История Византийской империи. Т.1
<<-[Весь Текст]
Страница: из 229
 <<-
 
иким религией господствующей, религией 
государственной. Могло казаться, что эти два столкнувшиеся элемента, исходя из 
совершенно противоположных точек зрения, никогда не смогут найти путей для 
соглашения и будут исключать друг друга. Однако действительность показала иное. 
Христианство и языческий эллинизм слились, малопомалу, в одно целое и создали 
христианскогрековосточную культуру, которая и получила название византийской 
культуры. Центром последней сделалась новая столица Римской империи – 
Константинополь.
      Главное значение в деле создания нового положения вещей в империи 
принадлежит Константину Великому. При нем христианство впервые стало на твердую 
почву официального признания; в него прежняя языческая империя стала 
превращаться в империю христианскую.
      Обычно обращение народов или государств в христианство происходило в 
истории на первых шагах их исторической жизни, их государственного бытия, когда 
прошлое таких народов не создало еще твердых, установившихся основ или создало 
некоторые основы в грубых, примитивных образах и формах. Переход в подобном 
случае от грубого язычества к христианству не мог порождать в роде или 
государстве глубокого кризиса. Не то представлял собой V век в истории Римской 
империи. Империя, обладавшая многовековой мировой культурой, достигшая 
совершенных для своего времени форм государственности, имевшая, таким образом, 
за собой великое прошлое, с идеями и воззрениями которого население сжилось и 
сроднилось, – эта империя, претворяясь в IV веке в государство христианское, т.
е. вступая на путь противоречия с прошлым, а иногда и полного его отрицания, 
должна была пережить в высшей степени острый и тяжелый кризис. Очевидно, 
древний языческий мир, по крайней мере в области религиозной, более уже не 
удовлетворял народных потребностей. Народились новые запросы, новые желания, 
которые, в силу целого ряда сложных и многообразных причин, смогло 
удовлетворить христианство.
      Если с моментом подобного исключительного по своей важности кризиса 
связывается какоелибо историческое лицо, сыгравшее в нем выдающуюся роль, то в 
исторической науке по вопросу о нем, конечно, появляется целая литература, 
стремящаяся оценить значение этого лица в данный период времени и проникнуть в 
тайники его духовной жизни. Для IV века таким лицом явился Константин Великий. 
Константин родился в городе Наисс (в настоящий момент – Ниш). Со стороны отца, 
Констанция Хлора, Константин принадлежал, вероятно, к иллирийскому роду. Мать 
его, Елена, была христианкой, ставшей потом Св. Еленой. Она совершила 
паломничество в Палестину, где, согласно традиции, она нашла Крест, на котором 
распяли Христа85. Когда в 305 году Диоклетиан и Максимиан, согласно 
установленному ими положению, сложили с себя императорское звание и удалились в 
частную жизнь, августами сделались Галерий на Востоке и Констанций, отец 
Константина, на Западе. Но в следующем году Констанций умер в Британии, и 
подчиненные ему войска провозгласили его сына Константина августом. В это время 
против Галерия вспыхнуло неудовольствие в Риме, где восставшее население и 
войско провозгласили императором, вместо Галерия, Максенция, сына сложившего с 
себя императорские полномочия Максимиана. К сыну присоединился престарелый 
Максимиан, принявший снова императорский сан. Настала эпоха междоусобной войны, 
во время которой умерли Максимиан и Галерий. Наконец, Константин, соединившись 
с одним из новых августов Лицинием, разбил в решительной битве недалеко от Рима 
Максенция, который во время бегства утонул в Тибре. Оба императорапобедители, 
Константин и Лициний, съехались в Милане, где и обнародовали знаменитый 
Миланский эдикт, о котором речь будет ниже. Согласие между императорами 
продолжалось, однако, недолго. Между ними разгорелась борьба, которая привела к 
полной победе Константина. В 324 году Лициний был убит, и Константин стал 
единодержавным государем Римской империи.
      Двумя событиями из времени правления Константина, имевшими первостепенное 
значение для всей последующей истории, являются официальное признание 
христианства и перенесение столицы с берегов Тибра на берега Босфора, из 
древнего Рима в «Новый Рим», т.е. Константинополь.
      При изучении положения христианства в эпоху Константина исследователи 
обращали особенное внимание на два вопроса: на «обращение» Константина и на 
Миланский эдикт86.
      
«Обращение» Константина
      
      В обращении Константина историков и богословов особенно интересовал 
вопрос о причинах обращения. Почему Константин склонился в пользу христианства? 
Должно ли в данном случае видеть лишь акт политической мудрости Константина, 
который сматривал христианство как одно из средств для достижения политических 
целей, ничего общего с христианством не имевших? Или Константин перешел на 
сторону христианства путем внутреннего убеждения? Или, наконец, в процессе 
обращения Константина на него оказывали влияние как политические мотивы, как и 
его внутренние, склонявшиеся к христианству убеждения?
      Главное затруднение в решении этого вопроса заключается в тех 
противоречивых сведениях, которые оставили нам в данной области источники. 
Константин в изображении христианского писателя епископа Евсевия, например, 
совершенно не похож на Коннстантина под пером языческого писателя Зосима. 
Поэтому историки, работая над Константином, находили богатую почву для 
привнесения в данный запутанный вопрос своих предвзятых точек зрения. 
Французский историк Буасье (G. Boissier) в своем сочинении «Па
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 229
 <<-