|
пренебрегая всем этим, благоговеют перед древностью и дивятся ей, не отдавая
дани новым изобретениям. (17) Однако вопреки этому мнению в ходе этих войн
произошли дела величайшие и достопамятные. Сначала мы поведем свой рассказ о
том, что довелось претерпеть и совершить в ходе войны римлянам и мидийцам 9.
Причем начнем повествование с более ранних событий.
II. Когда в Визaнтии 10 василевс римлян Аркадий 11 находился при смерти, а сын
его Феодосий был еще грудным ребенком 12, он испытывал сильное беспокойство и
за сына, и за царскую власть, не зная, как ему уладить и с тем, и с другим
делом. (2) Он думал, что если он назначит Феодосию соправителя, он в
действительности окажется убийцей своего сына, поскольку уготовит ему врага,
облеченного царской властью; (3) если же одного его оставит у власти, то многие,
пользуясь, как это обычно бывает, сиротством ребенка, будут домогаться
престола и, восстав, без особого труда захватят трон и погубят Феодосия, так
как не было у него в Визaнтии родственника, который мог бы стать ему опекуном.
(4) Он отнюдь не надеялся, что дядя его Гонорий 13 придет к нему на помощь, ибо
дела в Италии находились в бедственном положении. (5) Не меньше повергали его в
смятение и мидийцы; он боялся, как бы эти варвары, воспользовавшись
младенчеством автократора, не напали на римлян и не причинили им большой беды.
(6) В такое тяжкое раздумье впал Аркадий. И хотя вообще он не был человеком
проницательным, он все же придумал решение, благодаря которому смог сохранить и
сына, и державу. То ли он посоветовался с кем-то из сведущих людей, которых
немало среди советников василевса 14, то ли снизошло на него божественное
откровение. (7) Составив завещание, он объявил своим преемником сына, опекуном
же ему назначил персидского царя Исдигерда 15, заклиная его в том же завещании
употребить все свое могущество и прозорливость на сохранении трона за Феодосием.
(8) Устроив так государственные и домашние дела, Аркадий скончался. Когда царь
персов Исдигерд увидел доставленный ему документ, он, и ранее известный своим
великодушием, проявил добродетель, достойную большого удивления и вечной памяти.
(9) Он не стал пренебрегать поручением Аркадия, все время хранил с римлянами
нерушимый мир и сохранил Феодосию державу 16. (10) В самом деле, он тотчас же
отправил послание к римскому сенату 17, в котором не отказывался быть опекуном
василевса Феодосия и угрожал войной всякому, кто попытается устроить против
него заговор.
(11) Когда Феодосий возмужал и прожил уже немало лет, а Исдигерд умер от
болезни, на землю римлян с большим войском вторгся персидский царь Вараран 18.
Однако он не нанес ей никакого вреда и, ничего не совершив, вернулся в свою
страну по следующей причине. (12) Василевс Феодосий отправил в то время к
персам в качестве посла стратига Востока Анатолия 19, причем без всякого
сопровождения. Когда Анатолий оказался вблизи мидийского войска, он соскочил с
коня и пешим направился к Варарану. (13) Увидев его, Вараран спросил у своих
приближенных, кто это к нему подходит. Те ему ответили: "Римский полководец".
(14) Пораженный исключительностью оказанной ему почести, царь, повернув коня,
отправился назад, а за ним последовали все персы. (15) Оказавшись в родных
пределах, он очень благосклонно принял посла и согласился на такие мирные
условия, каких хотел Анатолий, с тем, однако, чтобы ни одна из сторон не
строила у себя новых крепостей по соседству с границей 20. Когда мир был
заключен, и те и другие стали заниматься по своему усмотрению внутренними
делами.
III. Впоследствии персидский царь Пероз 21 начал войну из-за пограничных земель
с гуннским племенем эфталитов, которых называют белыми. Собрав внушительное
войско, он выступил против них. (2) Эфталиты являются гуннским племенем и
называются гуннами, однако, они не смешиваются и не общаются с теми гуннами, о
которых мы знаем, поскольку не граничат с ними и не расположены поблизости от
них, но соседствуют они с персами у северных их пределов, там, где у самой
окраины Персии есть город по имени Горго 22. Здесь из-за пограничных земель они
обычно воевали друг с другом. (3) Они не кочевники, как другие гуннские племена,
но издавна живут оседло на плодоносной земле. (4) Они никогда не вторгались в
землю римлян, разве что вместе с мидийским войском. Среди гуннов они одни
светлокожи и не безобразны на вид. (5) И образ жизни их не похож на скотский,
как у тех. Ими правит один царь и обладают они основанным на законе
государственным устройством, живя друг с другом и с соседями честно и
справедливо, ничуть не хуже римлян или персов. (6) Но богатые из них
приобретают себе дружину, порой до двадцати человек, а то и больше, члены
которой навсегда становятся их сотрапезниками, разделяя и все их богатства, так
как в данном случае имущество у них становится общим. (7) Когда же тот, у кого
они являлись дружинниками, умирает, эти мужи по существующему у них обычаю
живыми ложатся с ним в могилу 23.
(8) В то время как Пероз находился в походе против гуннов, при нем был
отправленный к нему василевсом Зиноном 24 посол по имени Евсевий 25. Эфталиты,
создавая у неприятеля ложное впечатление, будто они, испугавшись его нашествия,
обратились в бегство, устремились в некое место, которое со всех сторон было
окружено обрывистыми горами, сплошь покрытыми густой чашей раскидистых деревьев.
(9) Желающему продолжить там свой путь казалось, что по середине [долины] шла
широкая и дальняя дорога, которая, однако, не имела выхода, но заканчивалась,
упираясь в образуемый горами круг. (10) Пероз, не подозревая никакого коварства,
не думая о том, что он движется по вражеской земле, неосмотрительно вел
|
|