|
о, конечно, эта централизация, так сказать, в руках Дельфов всего дела
героизации не могла не усилить их обаяния, подобно самой катартике (т.е.
очищению от скверны), с которой она была в значительной степени связана. И
Дельфы охотно пользовались этим могучим рычагом религиозной деятельности: время
их расцвета было и временем распространения культа героев по Греции. И когда
они в начале V в. пожелали замкнуть не в меру расширившийся круг, объявляя
новогероизованного Клеомеда "последним героем", это оказалось уже невозможным:
движение, ими поддерживаемое, переросло их собственные силы, и они оказались не
в состоянии соблюсти свое собственное постановление.
Над могилой героя ему сооружалось капище (heroon), формы и размеры которого
были различны: для особенно многочтимых, вроде Тесея, оно могло вырасти в
настоящий храм. Здесь и совершались жертвоприношения в его честь. Они были
принципиально отличны от жертвоприношений в честь богов: те происходили днем,
эти ночью или в сумерки; для тех брались светлые, для этих черные животные; там
они приносились на высоком алтаре, здесь на низком "очаге" (eschara); там по
сожжении символических частей остальная туша служила угощением для живых, здесь
животное сжигалось совсем, и никто не должен был даже отведать его мяса. Одним
словом, там жертвоприношение имело олимпийский, здесь – хтонический характер.
Жертвы эти приносило государство, если герой был, подобно Тесею,
общегосударственным; или же непосредственно заинтересованная политическая или
социальная группа. Но независимо от этого существовал в Греции красивый обычай,
свидетельствовавший особенно ярко об интимном, задушевном характере этого
культа: это был обычай трехкратного возлияния перёд началом попойки. Первое и
третье возлияния полагались в честь Зевса, но среднее между ними, второе – в
честь родных героев; они приглашались каждый раз разделить радость радующихся.
Взамен воздаваемого ему почета герой оказывал важные услуги как общине в ее
совокупности, так и отдельным ее членам. Как существо среднее между богом и
смертным, он был для людей призванным посредником в их сношениях с богами,
благодаря его заступничеству, они легче могли найти милость у них; примером –
правда, малопочтенным – может послужить вышеупомянутый (§10) герой Шептун. Но,
помимо того, полагали, что после смерти он преображался как телесно (т.е. в
своем внешнем виде), так и духовно. Он становился существом сверхземного роста
и красоты – eumorphos, как принято было говорить. Но и силу получал он выше той,
которая сопутствовала ему при жизни. Это была прежде всего сила вещая: как
познавший тайны дух, он мог внушать хорошие решения тем, которые с верой
подходили к его могиле. Лишь разновидностью этой вещей силы была сила целебная:
почти все герои были героями-исцелителями, хотя у некоторых из них – Асклепия и
других – эта сила, доведенная до высшей степени, превосходила все другие.
Герой-сосед дома оказывал свое покровительство его благочестивым хозяевам;
комедия нравов не упустила этого благодарного мотива незримого покровителя
обижаемых сирот, как это можно заключить по недавно нам возвращенному началу
комедии Менандра, носившей именно это заглавие – заглавие Heros. Этот образчик
озарил нам очень ласковым светом важную сторону семейной жизни греков; здесь
особенно наглядно сказался уютный, так сказать, характер их религии. Но
величавее была, конечно, та помощь, которую герои оказывали всей общине, притом
в самую трудную годину ее жизни – в годину военной опасности. Полагали, что
герои самолично вступают в бой против ее врагов; простые люди представляли себе
это заступничество наглядно и реально, более развитые, вероятно, духовнее, но в
его факте были согласны все, и Фемистокл, конечно, выражал всеобщее чувство,
когда он после саламинской победы смиренно заявил, что ее одержали не они,
эллины, а их боги и герои.
Эта помощь была последствием их силы; но откуда же получалась у них эта сила?
Дельфийский оракул, как мы видели, только удостоверял ее наличность, наделял их
ею не он, а кто же? Софокл отвечает нам: боги. Он же называет нам и имя этой
силы: charis, "благодать". А за что награждались они этой благодатью? – Нам ли,
христианам, об этом спрашивать? A gratia gratis data?
Конечно, иногда и человеческий ум мог проникнуть в тайны божьей воли, и даже
довольно часто: мы ведь видели, какую роль играла заслуга покойного перед
общиной, как повод к его героизации. Нетрудно было поверить, что и боги,
освятившие человеческое общежитие, принимали во внимание эти гражданские
заслуги человека при наделении его благодатью. Но вот Эдип, изгнанный из своей
фиванской отчизны, нищий слепец, является в Афины – и тут он рачением богов
становится источником благодати для приютившей его страны, будущим ее оплотом в
военную грозу; за что? Поэт подсказал нам ответ: за его страдания, сделавшие
богов как бы его должниками. А Одиссей, которому Тиресий предвещал:
Тебе же вне моря
Смерть суждена, и постигнет она, благосклонная, долгой
Жизнью тебя утомленного, вдруг. А кругом тебя люди
Счастливы будут...
Тоже за его страдания? Вероятно; на то Гомер и называет его "многострадальным",
если мы правильно переводим этим словом его polytlas. Но мы знаем и такие
примеры, которые нас заставят только руками развести.
§31
Чтобы понять те черты веры в героев, о которых придется говорить теперь, надо
твердо помнить, что культ их либо развился из культа душ, либо, во всяком
случае, с ним тесно связан. А между тем, в представлении об оставившей тело
душе совмещаются два друг другу прямо противоположные: она и блаженный дух,
охраняющий своих близких, но она же и страшное привидение, от которого
спасаются заклятиями и чарами. Само собою разумеется, что и душа вообще
благодетельная будет карать своих оскорбителей; соответствующую
|
|