|
Я.Э.Голосовкер. Сказания о
Титанах
В книге собраны древнегреческие сказания, относящиеся к
древнейшемумифотворческому периоду: сказание о титане Атланте, кентавре
Хироне,
титаниде Горгоне Медузе и Сыне Золотого дождя, и др. Они отражают события,
происходившие, согласно мифологии, в момент перехода власти от
титановУранидов к обитателям Олимпа богам Кронидам.
Рассчитана на широкий круг читателей.
ОТ
АВТОРА
Древнеэллинские сказания о мире титанов, титанических народов
ивеликанов как цельные, законченные фабулы не дошли до нас ни в
формепоэтических произведений, ни в прозаическом изложении. Однако у
множествадревних авторов -- поэтов и ученых -- на протяжении
полуторатысячелетнейразработки мифологических сюжетов в античном мире
сохранилось
немалоотрывочных упоминаний и намеков, связанных с этими сказаниями,
исчезнувшимиеще в эпоху расцвета Эллады.
Издавна занимали меня сюжетные связи этих уцелевших
осколковмифологического наследия древних эллинов о мире титанов и приемы
построенияантичных мифов, но только годы спустя созрел замысел восстановить и
выразитьв литературно-художественной форме утраченные сказания, отражающие
самоераннее детство творческой мысли эллинов.
Наивные, грандиозные и даже, при всей своей чудовищности,
трогательныеобразы их титанического мира, залитого отсветом мечты о
золотом
векечеловечества, не могут не пленять воображение не только юного, но и
болеезрелого поколения.
Сказания о титанах служат как бы вступлением ко всему
эпическомунаследию древнеэллинского мира с его героической мифологией. Самые
великиемысли человечества, возникшие в воображении поэта при первых лучах
познанияприроды и взаимоотношения людей, самые потрясающие душу чувства
былизапечатлены в этих сказаниях с такой необычайной мощью и образностью,
накоторую способно только воображение в эпоху самой ранней поэзии,
когдавоображением познают и когда оно в образах мифа предвосхищает идеи
иоткрытия грядущей науки.
Из этого круга сказаний о титанах Эсхил извлек свой образ Прометея
--Зевсоборца.
Воссоздавая древние мифы, автор не стремился реставрировать стиль
иформу исчезнувших эпических сказаний. Автором руководило желание
передатьсамый дух и образы мифотворческой античной поэзии с наибольшей
пластичностьюи внушить читателям любовь к этим огромным, титаническим
людям с
ихстихийными чувствами и первыми большими, столь человеческими печалями
средирадостного олимпийского мира.
Иногда от этих сказаний веет сказочными трагедиями, как от
большинствамифов, но их трагизм не удручает читателя, а пленяет и радует,
подобнотрагизму грозовой тучи, разрешающемуся дождем и радостным вздохом
природы
илюдей. Самое темное в этом сказочном титаническом мире должно
бытьпроникнуто полным светом жизни, самое уродливое должно восхищать
своейвозвышенностью.
Сказочнику-реставратору вряд ли остается другой путь для
возрождениядавно утраченных старинных поведений.
Фабула сказаний о титанах развивается главным образом на фоне
борьбыстаршего поколения богов -- бессмертных титанов Уранидов с
младшимпоколением богов -- Кронидами. Предание объединило события их
длительнойборьбы в сказание о великой битве между богами и титанами в
Титаномахию.
Онавключалась в древние стихотворные космогонии и теогонии -- в
эпическиепроизведения о происхождении мира космоса и богов. От нее сохранился
толькоперечень имен титанов с краткими и глухими упоминаниями о судьбе
некоторыхиз них после победы богов Кронидов.
Отдельные намеки на эпизоды борьбы богов и титанов мы находим
вразличных мифах, связанных с героями-полубогами,-- например, с Персеем,
Гераклом и др.
Центральной фигурой, вокруг которой объединены титаны, является Крон.
Центральной фигурой круга Кронидов является сын Крона --
молниевержецЗевс. Но в "Сказаниях о титанах", составляющих эту книгу, их
взаимная
борьбауже позади. Крон низвергнут в тартар. Над всем и всеми-- владычество
Зевса.
Однако Зевс здесь еще не гомеров олимпиец, отец богов и людей.
Егоод
|
|