Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История от Древней до современной Греции :: Рожанский И. - Расизм и Древняя Греция
 [Весь Текст]
Страница: из 6
 <<-
 
Рожанский И. 
Расизм и Древняя Греция
Рожанский Иван Дмитриевич (1913-1994) - доктор философских наук. Война застала 
его в Северной Карелии, где он, уже кандидат физико-математишских наук, был 
рядовым срочной службы. Воевал на Карельском фронте командиром отделения, 
политруком стрелковой роты, диктором звуковой батареи, старшим инструктором 
политотдела. Окончив спецкурсы при Ленинградском военно-политическом училище, с.
 июня 1944 г. до конца войны был заместителем начальника антифашистской школы 
политуправления 2-го Белорусского фронта. В июле 1945 г. по спецнабору стал 
слушателем Военной академии Вооруженных сил СССР, которую окончил в 1947 г. 
Награжден орденом Отечественной войны II степени и 6 медалями. Автор около 100 
трудов по истории античной и эллинистической науки и философии. Настоящая 
статья - последняя работа Ивана Дмитриевича, написанная незадолго до смерти по 
заказу Л. Копелева для немецкого журнала "Forum XXI". На русском языке 
публикуется впервые. 
Едва ли не наиболее часто цитируемым местом из всей античной литературы 
является фраза Аристотеля: "варвар и раб по природе своей понятия 
тождественные" [1, кн. 1, 1, 5]. Поскольку греки называли варварами всех, кто 
говорит не на греческом, а на других языках, то заявление Аристотеля было 
эквивалентно утверждению, что все не говорящие по-гречески являются по природе 
своей рабами. Статус же свободных людей был присущ, согласно Аристотелю, только 
грекам. Правда, и сам Аристотель сопровождал приведенное утверждение более или 
менее существенными оговорками. В дальнейшем мы рассмотрим ряд примеров из 
греческой истории, которые покажут, что древние греки отнюдь не были расистами 
ни в аристотелевском, ни в нашем современном смысле, а отличались широтой и 
терпимостью по отношению к представителям других рас и народов. 
Основоположником греческой философии (и науки) традиционно считается Фалес 
Милетский, живший в первой половине VI в. до н. э. Вряд ли мы найдем в 
античности фигуру более почитаемую, чем Фалес. Он неизменно открывал список 
"семи мудрецов", заложивших основы греческой культуры и государственности. 
Античные доксографы приписывали ему первые достижения в области геометрии, 
астрономии и других наук. Аристотель называет его первым философом, 
сформулировавшим проблему материального первоначала всего сущего. По этой 
причине любой курс истории европейской философии - вплоть до нашего времени - 
начинается с изложения воззрений Фалеса. 
Наиболее древним источником сведений о жизни и деятельности Фалеса является 
знаменитый историк Геродот. И вот у Геродота мы находим утверждение, что Фалес 
был по происхождению финикийцем (т. е. варваром). Древним грекам это 
утверждение не казалось ни парадоксальным, ни в какой бы то ни было степени 
скандальным. Милет, как и другие греческие города Малой Азии, был связан с 
финикийцами традиционными торговыми отношениями. Многие финикийцы оставались 
жить в Милете, брали себе в жены гречанок, и их дети уже ничем не отличались от 
коренных жителей города. В отдельных случаях они получали милетское гражданство.
 Именно из такой смешанной семьи и мог выйти Фалес. 
Но это обстоятельство показалось скандальным не современникам и 
соотечественникам Фалеса, а германским филологам конца прошлого и начала 
нынешнего столетия. Еще Э. Целлер, явный сторонник идеи автохтонности греческой 
культуры, высказал предположение, что Фалес, вероятно, происходил не от 
современных ему финикийцев, а от биотийских потомков мифического Кадма, который,
 как известно, был финикийцем. Это уже чистая мифология. А знаменитый Герман 
Дильс опубликовал в 1988 г. статью [2], которая с самого начала предполагала 
отрицательный ответ на поставленный в заглавии вопрос. 
Очень неясна проблема "семи мудрецов" в ранней Греции. В число этих мудрецов 
источники неизменно включали четыре имени: Фалеса, Солона, Бианта и Питтака. 
Остальные три "мудреца" выбирались более или менее случайно. Иногда в их число 
попадало такое одиозное имя, как коринфский тиран Периандр, ничем не 
отличившийся, кроме своей мстительной жестокости. Но вот некоторые поздние 
авторы одним из "семи мудрецов" называют скифа Анахарсиса, рассказ о котором мы 
также находим у Геродота. По словам последнего, Анахарсис- побывал во многих 
странах и выказал там большую мудрость. По возвращении на родную землю он был 
убит на охоте стрелой своего родственника. "И поныне еще - пишет Геродот, - 
скифы на вопрос об Анахарсисе отвечают, что не знают его, и это потому, что он 
побывал в Элладе и перенял чужеземные обычаи" [3, кн. IV, 76]. Позднейшие 
авторы дополняют рассказ об Анахарсисе различными подробностями, в частности 
Плутарх сообщает о том, как Солон принял Анахарсиса у себя дома и сделался его 
другом. Во всяком случае, если скифы и забыли своего знаменитого соплеменника, 
греки помнили и поставили его в ряд наиболее знаменитых мудрецов. Не забыло его 
и последующее человечество. 
В годы Французской революции барон де Клоотц объявил себя поклонником и 
последователем Анахарсиса и даже принял его имя. Подобно своему древнему тезке, 
Анахарсис Клоотц много путешествовал, много видел и знал. В первые годы 
революции он увлекся идеями свободы, равенства и братства и отказался от своего 
титула и всех связанных с ним привилегий. Его образованность и неизменное 
остроумие сделали его одной из колоритнейших фигур первых дней революции. Он 
говорил, что его религия - космополитизм; на вопрос о его национальной 
принадлежности Клоотц отвечал: "Я гражданин Вселенной". В конце концов его 
космополитизм вступил в непримиримое противоречие с национализмом французских 
патриотов, и Клоотц кончил свою жизнь под ножом гильотины. 
До поры до времени между греками и варварами не было сколько-нибудь серьезных 
конфликтов. Великие цивилизации древности - Египет и Вавилон - находились от 
Греции достаточно далеко, и у них не было проблем, которые пришлось бы 
разреша
 
 [Весь Текст]
Страница: из 6
 <<-