|
ператором.
Рядом! Как бы на равных правах! Вероятно, древних греков это бы не
удивило. Для них само собой разумелось, что "кифары звук мечу не станет
уступать". Эти слова принадлежат поэту Алкману, жившему в VII веке до нашей эры
в Спарте - городе, где цари перед битвой приносили жертвы Музам в надежде, что
воины не дрогнут в бою и совершат подвиги, достойные того, чтобы сохраниться в
песнях.
"Там живет мужественная молодежь, там раздаются звуки музыки", - так
описывал Спарту современник Алкмана поэт Терпандр, первый греческий музыкант,
чье имя считается исторически достоверным (именно ему, а не мифическому Амфиону
стали приписывать изобретение семиструнной лиры). А через 800 лет прославленный
греческий писатель-сатирик Лукиан отмечал: "Во всех своих делах спартанцы
прибегают к Музам, вплоть до того, что даже воюют под звуки флейт... И в битве
первый знак у спартанцев подается флейтой". (Через много веков в цивилизованных
странах авторитет флейты резко возрастет, и ей окажут великую честь - она будет
аккомпанировать барабану во время наказания шпицрутенами. До такой изысканности
отсталые спартанцы, жившие на заре человеческой истории, додуматься, конечно,
не
могли.)
Музам и Аполлону молились в афинских школах перед началом занятий. После
того как ученики овладевали грамотой (свое почтение к покровителям искусства и
науки они выражали в том, что, прежде всего, обязаны были научиться склонять
слово "Муза"!), все остальное время затрачивалось на чтение стихов, пение, игру
на флейте и лире, ибо каждый афинский гражданин должен был уметь играть и петь,
чтобы участвовать в музыкальных состязаниях на играх и празднествах. Кроме того,
в этих общеобразовательных школах (они назывались "музически-ми") преподавались
начала геометрии и арифметика, потому что, по мнению греков, знакомство с
музыкой и математикой возвышает и облагораживает человека. Что же касается
стихов, то их, естественно, при отсутствии книгопечатания и дороговизне
рукописных книг приходилось заучивать наизусть.
Греческий историк Ксенофонт рассказывает, например, что однажды во время
пира Сократ предложил присутствующим: пусть каждый признается, чем он гордится
более всего. И один из гостей ответил:
"Отец мой, заботясь о том, чтобы из меня вышел хороший человек, заставлял
меня учить все произведения Гомера, и теперь я мог бы прочесть наизусть всю
"Илиаду" и "Одиссею". Заметим, между прочим, что это составляет в общей
сложности 27 803 строки (!).
Многие столетия Гомер оставался своего рода энциклопедией для греков,
кладезем исторических, мифологических знаний, источником мудрости и благочестия.
"Гомер воспитал Элладу", - сказал философ Платон, и этого не оспаривали ни
друзья, ни враги легендарного поэта. Кроме Гомера, афиняне заучивали поэмы
Гесиода "Труды и дни" и "Теогония" (о происхождении богов) и много других
произведений любимцев Муз. "Когда дети научились грамоте, - сообщает Платон, -
им кладут на скамейки стихотворения хороших поэтов - а там много и вразумлений,
и назидательных рассказов, и прославлений древних доблестных мужей - и
заставляют их выучивать, чтобы ребенок подражал и стремился стать таким же".
То, что стихам придавалось столь всеобъемлющее значение, не вызывает
удивления. В конце концов, древнейшей формой литературы у многих народов мира
была именно стихотворная форма, а самое понятие "литература" в период, когда
еще
не выделились многие отрасли знаний, было неизмеримо шире, чем сейчас. Поражает
другое: даже произведения, которые бесконечно далеки от поэзии, а иногда и
просто противоречат ей (к примеру, философские трактаты или, что уж совсем
кажется недопустимым, юридические постановления), даже они облекались в форму
величественного, торжественно-напевного гекзаметра.
Прежде молитвы свои вознесем владыке Крониду,
Чтобы он этим законам успех дал и добрую славу, -
так начал свою поэму, в которой формулировались новые законы, афинский
реформатор Солон.
Кстати, своим возвышением Солон тоже обязан стихам, которые явились
настоящей политической программой.
Афины вели длительную войну с мегарцами из-за острова Саламина. После
многих безуспешных попыток отвоевать его они, отчаявшись, приняли закон,
каравший смертной казнью всякого, кто осмелится устно или письменно предлагать
вновь начать воен
|
|