|
sivan su;n ajrcagevtai"
). Плутарх характеризует герусию как первое и самое главное (
prw'ton h\n kai; mevgiston
) из всех многочисленных нововведений Ликурга (Lyc. 5, 10). Судя по тому, какое
большое внимание Плутарх уделил обсуждению числа геронтов, он сам не сомневался,
что цифра 30 для геронтов была установлена именно Ликургом (Lуc. 5, 10-14).
Все попытки современных ученых дать подходящее объяснение числу ликурговых
геронтов, исходя из родового или территориального принципа, носят сугубо
гипотетический характер
002_102
. Так, Г. Бузольт думает, что численный состав спартанской герусии был
смоделирован по образцу совета в Дельфах, состоящего из 30 членов
002_103
. Но если вспомнить, что Агесилая во время его похода против персов (396 г.)
сопровождало 30 советников (Xen. Hell. III, 4, 2; Plut. Ages. 6, 4) или то,
что привилегированный отряд спартанской армии состоял из 300 т. н. всадников,
то напрашивается предположение, что в Спарте на протяжении всего исторического
периода не было забыто и продолжало учитываться исконное деление дорийцев на
три филы.
Мы не знаем, что собой представляла герусия до Ликурга. Однако сам факт
упоминания герусии в Ретре свидетельствует о какой-то коренной ее реорганизации.
В чем эта реорганизации выражалась кроме фиксации численности геронтов, трудно
сказать. Возможно, Ликург и здесь пошел на компромисс: он отменил
комплектование герусии по родовым филам, но оставил возрастной и сословный
цензы. После Ликурга герусия, по-видимому, комплектовалась строго по сословному
принципу: туда из поколения в поколение попадали представители одних и тех же
знатных семей вне зависимости от их принадлежности к той или иной родовой филе.
По-видимому, прав Аристотель, на которого ссылается Плутарх, что первыми
геронтами при Ликурге стали его личные друзья и сторонники (ap. Plut. Lyc. 5,
12). Эта практика после Ликурга стала обычной. Ликург сделал герусию органом не
родовой, а сословной власти. С введением ликурговой герусии Спарта превратилась
в полис с аристократической формой правления. Плутарх, подробно описывая
процедуру избрания в геронты, утверждает, что на данную должность из числа
граждан, достигших 60 лет, могли претендовать только "лучшие по добродетели" (
to;n a[riston ajreth/'
) - выражение, которое подразумевает, прежде всего, знатность, а потом уже
определенные нравственные качества, ей сопутствующие (Lyc. 26, 1).
В Большой Ретре значится, что в состав герусии вошли также архагеты (
ajrcagevtai
). В своем комментарии к тексту Ретры Плутарх поясняет, что под архагетами
имеются в виду цари (Lyc. 6, 3). Г. Бузольт считает, что это был первоначальный
титул спартанских царей, который отражал представление о царях как
предводителях, стоящих во главе войска
002_104
. Л. Джеффри, а за ней и Дж. Хаксли предположили, что в данном контексте слово
ajrcagevtai
не является безальтернативным синонимом к слову "цари" (
oiJ basilei'"
). Слово "архагет" - более широкого диапазона. Его можно понять как
"основатель", будь то основатель нового государства или нового культа
002_105
. В таком более широком смысле слово "архагет" встречается в ранней дорийской
надписи по поводу отправки колонии в Кирену, именуемой "Клятвой основателей"
(текст восходит к VII в. - ML, N 5). Здесь архагетами именуются бог Аполлон и
царь Батт, в обоих случаях в смысле "основатель", "устроитель". Но в таком
значении слово "архагет" употреблялось не только дорийцами. Колонисты из
Халкиды, основавшие Наксос около 735 г., воздвигли алтарь Аполлону Архагету
(Thuc. VI, 3). Именно в таком значении слово "архагет" употребляет и Эфор. Так,
говоря о первых спартанских царях Еврисфене и Прокле, считавшихся основателями
города, Эфор замечает, что они не удостоились даже титула "архагет", "который
давался всем основателям городов" (ap. Strab. VIII, 5, 5, p. 366). Очевидно,
термин "архагет" как основатель в самом широком смысле слова (новых культов,
колоний, политических институтов) был характерен именно для архаической эпох
|
|