|
Лариса Гаврииловна Печатнова
История Спарты (период архаики и классики)
Введение
* * *
Как известно, в системе городов-государств классического периода истории
древней Эллады ведущее положение занимали два полиса - Афины и Спарта. Оба
этих государства, каждое по-своему, внесли огромный вклад в становление и
развитие античной цивилизации. Долгое время, однако, Афины привлекали к себе
гораздо более пристальное внимание ученых, нежели Спарта: до определенного
момента греческий полис изучался в основном на афинском материале, что было
продиктовано как наличием богатой древней традиции, так и политической
конъюнктурой - в Афинах западные демократии видели прообраз открытого общества.
В свою очередь, давление политических и идеологических установок нового времени
сильнейшим образом повлияло и на образ Спарты в работах западных антиковедов.
При этом тема спартанского полиса оказалась необычайно актуальной и
злободневной для нескольких поколений исследователей. Уже в 20-е гг. XIX в. К.
О. Мюллер высказал идею о превосходстве спартанцев и вообще дорийцев над всеми
остальными греками
000_1
. Данный тезис был подхвачен Я. Буркхардтом, который подверг переоценке
казалось бы незыблемую аксиому об Афинах как идеальной модели полиса. Именно к
Я. Буркхардту, по мнению которого Спарта, а вовсе не Афины, представляла собой
подлинный образец полиса, самый совершенный его вариант
000_2
, восходит представление об особом положении Спартанского государства внутри
полисного мира греков.
В период между двумя мировыми войнами интерес к Спарте и всему спартанскому
среди немецких антиковедов усилился, особенно среди историков, связанных с
правящими кругами Германии того времени. "Показательна была при этом
идеализация дорийской Спарты... В касте спартиатов нацистская историография
видела чистый нордический элемент, подлинную расу господ, а в полицейском
режиме Спарты - идеальное воплощение тоталитарного государства..."
000_3
.
Так, по мнению Г. Берве, ведущего антиковеда фашистской Германии, спартанский
космос "произрастал из вечных глубин народной души". Ни один законодатель не
мог бы придать "спартанскому духу ту великолепную застывшую форму, которую он
пронесет через столетия. Это - работа времени"
000_4
. "В Спарте, - пишет Г. Берве, - мы видим дух северных переселенцев, который
являлся во многих чертах родственным германской сущности, мог осуществить
идеальную форму жизни, которая была заложена в нем самой природой"
000_5
. Г. Берве отделяет дорийскую аристократию Спарты от правящих элит в прочих
греческих государствах, глубоко, с его точки зрения, зараженных духом
индивидуализма. Он сравнивает спартанскую аристократию с рыцарским орденом
средневековья, который требовал от своих членов "воинственности без войны,
аскетизма без принуждения, рав
|
|