|
руки. Странный
предмет был поднят на поверхность, но поначалу находящиеся на борту археологи
не придали значения этой находке.
В Греческом Национальном музее в Афинах найденный предмет подвергли химической
обработке, чтобы удалить известняк и ракушки. Сотрудники музея изумились, когда
неожиданно увидели три шестеренки, соединенные друг с другом двумя
металлическими перемычками в форме креста. Шестеренка двухмиллиметровой толщины
искрошилась под кисточкой реставратора. Сотрудники музея поняли, что перед ними
какой-то технический аппарат и поэтому потребуется помощь специалистов.
Одним из студентов, очищавших шестеренки химикатами, был Валерио Стэ. Позднее
он стал археологом и первым увидел свет в полутемном царстве Греческого
Национального музея. В целом было извлечено 30 шестеренок различных размеров,
на некоторых из них были выгравированы буквы древнегреческого алфавита. Прибор
явно имел отношение к астрономии. Именно так Валерио Стэ заявил журналистам, за
что и был осмеян специалистами.
В последующие годы множество специалистов и дилетантов занималось «машиной с
Антикитиры» — так они называли найденный прибор. И, как обычно, с разными
результатами. Летом 1958 г. молодой английский математик д-р Солла Прайс
получил разрешение на исследование этого загадочного кусочка античности. Только
55 лет спустя после находки прибора математик, изучавший также и астрономию,
смог приступить к работе. Позднее д-р Солла Прайс стал профессором истории
развития науки в Иельском университете США. Он опубликовал несколько серьезных
работ о «машине с Антикитиры», не скрывая своего огромного изумления этой
находкой [81].
Шестеренки состояли из чистой бронзы или же сплавов меди и олова с различными
примесями, было обнаружено незначительное содержание золота, никеля, мышьяка,
натрия, железа и сурьмы. Сочетания выгравированных греческих букв
расшифровывались только фрагментарно и тем не менее четко и недвусмысленно
свидетельствовали об астрономических знаниях, зафиксированных на этой редкой
находке. Удалось прочитать такие словосочетания, как «…в вечер Тельца»,
«…опустилась Вега вечером…», «…Плеяды ушли к утру…», а также названия звезд:
«Альтаир, Арктур, Близнецы». Текст перемежался выгравированными на шестеренках
числами. На аппарате были три круглые шкалы с миллиметровой штриховкой, как на
логарифмической линейке. 30 шестеренок различной величины соединялись друг с
другом и закреплялись на медной пластине при помощи маленькой оси. Они
обеспечивали считывание относительного расположения звезд со шкалы прибора.
Звучит заковыристо, но на самом деле все довольно просто: если Плеяды восходят
в точке X, то где тогда находится звезда Альтаир? Считывалось также
расположение Луны по отношению к Солнцу и Земле или восход и заход Сириуса по
отношению к Веге.
Совершенно очевидно, что «машина с Антикитиры» была собрана за несколько
столетий до новой эры; и делалось это, судя по всему, в какой-то секретной
лаборатории, потому что сведения, предоставляемые прибором, совершенно не
вписываются в астрономические познания той эпохи. То же самое касается
использованной технологии и точной механики. Профессор Солла Прайс после
многолетнего изучения «машины с Антикитиры» сказал в одном из докладов в
Вашингтоне, что у него такое чувство, как будто в гробнице Тутанхамона в Египте
обнаружили реактивный двигатель. Этот ученый конечно же знал, что именно
древние греки «произвели на свет божий» выдающихся математиков и любителей
«помудрить» над чем-либо: Аристотеля (384–322 гг. до Р.Х.) или Архимеда
(285–212 гг. до Р.Х.). Ему было известно, что арабы дали миру блистательных
астрономов, а в 1000 г. нашего летосчисления изготовили механический календарь,
называемый астролябией. Однако все это несравнимо со сведениями, которые
скрывала в себе
«машина с Антикитиры»
.
Солла Прайс [81]:
«Или „машина с Антикитиры“ представляет собой прогрессивную линию эволюции, о
которой ничего не известно, или она является результатом озарения неизвестного
гения».
И далее:
«Даже если в связи с датировкой возможны другие границы, нам должно быть ясно,
что мы столкнулись с чем-то более сложным, нежели все то, о чем упоминалось в
античной литературе».
Профессор Солла Прайс, единственный, кто на протяжении десятилетий занимался
изучением чудо-устройства с Антикитиры и перечитал всю античную литературу по
механике, математике и астрономии, в результате своих исследований пришел к
выводу:
«Благодаря механизму с Антикитиры мы столкнулись с необычным феноменом: с
high-technology. Этим словом мы называем прогрессивный этап в развитии науки».
В течение 90 лет «машину с Антикитиры» скрывали от широкой публики. С недавних
пор детали устройства, выставленные в стеклянных ящичках, удивляют посетителей
Греческого Национального музея в Афинах. Освещенный прожекторами прибор
явственно дает понять, сколь мало мы знаем из того, что нашептывали своим
любимцам потомки богов. Машина откровенно обличает затхлость и нежелание думать,
царящие в нашем конформистском обществе. Вот лежит перед нами
high-tech-аппарат с шестеренками, состоящими из 240 зубьев, расхождения в
которых составляют разве что сотую долю миллиметра. Если бы отклонение было
больше, то шкала давала бы неверные показания.
Это чудо техники нигде и никем в античной литературе не упоминается, хотя его
появление должно было бы стать притчей во языцех. Где находятся его предтечи?
Без них явно не обошлось, потому что в противном случае никакой гениальный
механик не смог бы сконструировать машину «из ничего». И если такие
предшественники существовали, то почему о них не упомянул ни один поэт и
историк из тех, что записывали каждую важную деталь? (Эпигонов более скромной
механики существовало сколько угодно, однако это совсем другая история.) И
от
|
|