|
парализованный. Исцелил Асклепий его, когда
тот уснул в святилище. Повелел ему бог: когда выйдет, самый большой камень, что
найдет, к святилища стенам принесть. Что тот и сделал. По сей день камень лежит
пред святилищем».
«Алкет Халнейский. Был он слеп и заснул в святилище. Когда день наступил, вышел
здоровым оттуда».
«Арате Лаконийская, водянкой недужна. За нее спала в святыне мать ее, в то
время как сама она в Аакедемоне была и видела сон… Когда в Лакедемон мать
воротилась, была здорова дочь ее. Такой же точно сон и мать видала».
«Эуфаний, ребенок из Эпидавра, пострадал от камня. Пока он спал, спросил его
бог во сне: „Что дашь ты мне, коль исцелю тебя?“ Ребенок отвечал: „10 камушков“.
Бог засмеялся, излечить его обещая. На следующий день был Эуфаний здоров».
«Эпиний на дерево влез, чтоб взглянуть в окно Абатона. Упал с дерева он на
острые камни и глаза повредил. Ослепши, бросился в Абатон и взмолился богу.
Излечили его».
«Аристокрит Халиейский. Сын его в море купался, да бесследно пропал. Заснул
отец его, не сумевший мальчика найти, в святилище Асклепия. Когда оттуда он
вышел, мальчика нашел невредимым».
На табличках Эпидавра запечатлено около 70 чудесных случаев исцеления и помощи.
Можно сказать, что в этом нет ничего особенного, ведь подобные истории
происходят и сегодня в католических паломнических святынях — в Лурде во Франции
или Фатиме в Португалии. А исцеленные благодаря чуду пациенты ведут себя точно
так же, как вели себя люди тысячелетия назад. Их благоговение и благодарность —
того же качества. Об этом свидетельствует великое множество табличек во всех
местах паломничества на земном шаре.
В чем сходство чудесных исцелений до Христа и сегодняшних чудес? Каждый, кто
был свидетелем чудесного исцеления сегодня, от всего сердца убежден в том, что
к данному чуду приложили руку Иисус, Мария или как минимум какой-то
христианский святой. В Эпидавре не было никаких христианских чудотворцев,
которых можно было бы попросить о помощи. Тогда кто или что стало причиной
публичных исцелений? Становится ясно, что для неожиданных и чудесных исцелений
никакой христианской веры не нужно. В Эпидавре верили в Аполлона и Асклепия и,
несмотря на это, становились здоровыми.
Итак, остается просто вера, глубокое внутреннее убеждение, запускающее в ход
процесс исцеления. Во всех святых местах, тысячелетней ли давности или
сегодняшних, исцеляло только самовнушение, да и массовое внушение тоже. Сегодня
молятся вместе, сообща участвуют в процессиях и слушают мессы. Раньше
проводились публичные жертвоприношения, все вместе вдыхали ароматы благовоний
(сегодня — ладана), слушали игру на флейтах (сегодня — на органе) и поклонялись
божествам. При этом мысли концентрируются на соответствующей точке, и сознание
вскоре перестает воспринимать окружающий ми и повседневные заботы. Сегодня это
называется аутогенным тренингом или медитацией, хотя данный процесс очень стар
и практикуется во всех религиях мира.
В любом месте поклонения святыням взгляд толпы фокусируется на
одной-единственной точке — алтаре или статуе Мадонны. Общее, единое для всех
сознание «отключается», и люди впадают в некое «гипнотическое отсутствие». Это
групповое переживание может ощутить каждый. Тоска по чуду порождает среди
абсолютно незнакомых людей взаимоотношения, которые стирают любые комплексы,
даже стыд перед жалобами и плачем. Мне часто доводилось наблюдать все это:
участники ежедневных процессий к источнику Лурда проникались чувством
глубочайшего доверия друг к другу. Здесь, у цели всех надежд и упований,
хочется одного — избавиться от страдании. Эти почти экстатические эмоции в
любых святых местах являются почвой, на которой произрастает немыслимое.
В Эпидавре такое происходило, и таблички подтверждают это. Врачи-жрецы отлично
знали о суггестивной силе подсознания. Но в самом-то начале паломничали в
Эпидавр не жрецы, а простые люди. Именно паломники сделали Эпидавр местом
поклонения, а уж потом появились жрецы. Мне это видится следующим образом:
когда-то на территории Эпидавра произошло нечто невероятное. «Бог» сошел с
небес. Лишь немногим было дано наблюдать то событие, и эти люди очень
испугались. «Бог» увидел людей. Стараясь не напутать их еще больше, положил на
краю поляны маленькие подарки. Немного поколебавшись, люди взяли подарки и
отблагодарили «бога» собственными дарами. Позднее такие дары стали называться
«жертвоприношениями».
Некоторые из очевидцев знаменательного события были больны, и это не осталось
без внимания «бога». Люди к тону времени уже верили ему, и «бог» начал исцелять
недужных. Эта новость пожаром разнеслась среди людей. Даже после того, как
«бог» покинул те края, больные стекались к необычному месту. Построили храм — и
пошла аутосуггестия полным ходом. Правда, не исключено и то, что «бог» оставил
какие-то аппараты или же иногда спускался на землю, чтобы со стороны
понаблюдать, а возможно и вмешаться в процесс исцеления. Кроме того, у меня
складывается такое впечатление, что тог самый «бог» знал, как работает
человеческий мозг и на что способен ум человека.
И ныне Эпидавр остается прекурьезнейшим местом. Сотовые телефоны здесь не
работают или «капризничают», а государственная телекомпания была вынуждена
разместить вокруг Эпидавра многочисленные усилители, чтобы обеспечить прием
своих передач. За пределами археологической зоны открыли новый отель-санаторий,
и даже покойный президент Франции Франсуа Миттеран инкогнито паломничал в
Эпидавр, чтобы помолиться здесь о выздоровлении. Неизвестно, правда, к какому
богу обращался он с молитвой.
Следующим местом «деятельности» богов, на которое я
|
|