|
различными историками. Даже Геродот (490–426 гг.
до Р.Х.), «отец истории», собственной персоной читал в Олимпии отрывки из своих
произведений и благодаря этому стал известен своим соотечественникам. Да и
греческий историк Диодор (100 г. до Р.Х.), составитель 40-томной исторической
библиотеки, посещал в качестве зрителя 180-ю Олимпиаду.
В связи с олимпийской историей я могу ясно и определенно сказать, что в играх
не принимали участия никакие монстры, великаны, титаны, гибриды и прочие
чудовища. Атлеты выступали обнаженными, а какой-нибудь гермафродит не смог бы
занять место даже среди зрителей. Для охраны сокровищ олимпийских храмов, — а
там скопилось изрядное количество золота и серебра, — не изготавливали роботов
«а ля Талое» (охранник Крита). Не было и огнедышащих драконов, не смыкающих
глаз, и отпрыски богов не выигрывали состязаний с помощью фокусов-покусов. И
это как минимум с 776 г. до Р.Х. Соревнования в Олимпии проводились и раньше,
только они не упоминаются в исторических описаниях.
К этому времени относится древнейшее упоминание «Аргонавтики» в IV пифийской
поэме Пиндара, рассказавшего об истории, происходившей приблизительно в 500 г.
до Р.Х. И поскольку во времена Пиндара определенно не существовало никаких
великанов, титанов или других потомков богов (иначе они обязательно внесли бы
свою лепту в историю Олимпии) — можно было и не давать ходу россказням о них.
Да и за четверть тысячелетия до того, во время первых игр, тоже. Но, несмотря
на это, божественные существа, роботы, золотое руно и никогда не спящий дракон
появляются в истории аргонавтов. Следовательно, первые рассказчики
«Аргонавтики» должны были придумать этих монстров или позаимствовать их из
более древних источников. Мой ничтожный умишко не видит никакой другой
возможности.
Сказочные выдумки о «говорящем древе» или «металлическом человеке», из
щиколоток которого струится густая жидкость наподобие свинца, не вписываются в
эпоху Пиндара или того же Аполлония. Точно так же как и никогда не засыпающий
дракон, не испытывающий никаких желаний, дышащий огнем и, более того,
бессмертный. Если бы эти образы были придуманы тогда в виде сказки, мы бы знали
об этом. Сколько в Древней Греции было поэтов и мечтателей! Бесчисленные их
произведения пережили тысячелетия, — но ни один из них не насмехался над якобы
лживой историей аргонавтов. Следовательно, те сказания были старше первых
Олимпийских игр. Это очевидно — или?..
Чем глубже мы погружаемся в человеческое прошлое, тем невероятней кажутся
изобретения технических устройств, упомянутых в «Аргонавтике». Дальше и еще
дальше, назад в правремена означает, — согласно нашему эволюционному
мировоззрению, — всё более примитивное мышление. Или же кто-то решится всерьез
утверждать, что одновременно с возникновением первых форм письменности
писатели-сказочники бросились к глиняным табличкам?!
Я приглашаю вас в мысленное путешествие во времени. Придется прокатиться в
прошлое 4000-летней давности. Мы находимся в городе Ассуре, действительно
существовавшем за 2000 лет до Р.Х. Развитие письменности шло в то время полным
ходом, уже начали записывать на глиняных табличках законы умных
господ-повелителей. Повелитель требовал, чтобы каждый из его подданных всегда
подчинялся букве закона, а не толковал его в зависимости от собственного
настроения.
Работа по изготовлению табличек с текстом закона — дело крайне утомительное.
Сначала нужно залить в прямоугольную деревянную форму правильно изготовленную
глиняную смесь и разгладить ее. Потом «делопроизводитель» отшлифованным острым
камешком наносил на поверхность глины тонкие линии. За несколько недель до
этого начинали изготавливать первые пробы, клиновидные письмена вновь и вновь
выдавливали на мягкой глине. Иногда каменный грифель уходил слишком глубоко в
глиняную массу, и вверху клин получался слишком широким, а то нажимали слишком
сильно, либо рука дрожала. Довольно часто мягкая глина в написанном уже тексте
оплывала, моментально превращая слово в его полную противоположность. Например,
«право» становилось «бесправием». Наконец деревянные формы оставляли на солнце
для просушки. Через несколько часов выяснялось, что содержание «манускрипта»
утратило смысл, потому что на жаре раму перекосило. К тому же при снятии
деревянной обшивки большая часть табличек разбивалась.
За 2000 лет до Р.Х. писательство было хлопотной и к тому же чрезвычайно
ответственной задачей. Очень немногие владели этим сложным искусством. А теперь
представьте себе, что в том обществе появился праздношатающийся мечтатель, у
которого на уме лишь одно. Он требует 5000 глиняных табличек, чтобы запечатлеть
на них некую историю — сон или (как скажут тысячелетия спустя) красивую сказку!
И священнослужители, и родня, и правитель допустят все это только в том случае,
если сочтут сказание чрезвычайно важным. История должна быть значимой, ведь
потребуется потратить годы на то, чтобы увековечить ее в глине.
Несомненно, это возможно лишь в том случае, если речь идет о древней,
исполненной внутренней силы и, конечно же, правдивой истории, которую
необходимо сохранить для потомства. Ложь и выдумки в глине увековечивать не
будут, да и мечты тоже.
После того как человек наконец изобрел письменность, — вернее, научился ей от
«богов», — с ее помощью стали закреплять торговые соглашения, царские указы или
важные события. Обученные грамоте люди чепухи не записывали. Глиняные таблички
не для того предназначались, чтобы запечатлевать на них для вечности какие-то
глупости или сказки фантазеров.
Записывалось только то, что было достоверным и имело выдающееся значение. А к
таковому очень скоро начали причислять уже издавна существовавшие — а не заново
выдуманные — сказания о богах, их сверхъестественном оружии и необычайном
могуществе. Тривиальной литературе не было места в священных текстах. Тут
возмутились бы не только правители, но и жрецы.
Откуда же взялись описани
|
|