|
Я полагаю, что позднейшие Ерванд и Тигран152[151] названы по этим
(мужам), в надежде (на сходство с ними); время не очень отдаленное, и кто-то
вспомнил эти имена.
23
О сыновьях Сенекерима и о том, что роды Арцруни и Гнуни и бдеашх, именуемый
Алдзнийским, происходят от них; в той же главе
о том, что дом Ангел происходит от Паскама
Прежде чем взяться за повествование о великом Тигране, девятом "з наших
коренных венценосцев, могучем, прославленном, победителе, подобном другим
державным властителям, скажем о том, что очень важно для полноты нашего
повествования. Мы забыли было про Сенекерима153[152], ибо приблизительно
восемьюдесятью годами раньше царствования Навуходоносора царем Ассирии был
Сенекерим, который осадил Иерусалим в дни иудейского вождя Иезекии154[153]. Он
был убит своими сыновьями Адрамелеком и Санасаром, которые спаслись бегством у
нас155[154].
Одного из них наш храбрый предок Скайорди поселил на юго-западе нашей
страны, близ границ той же Ассирии; это был Санасар. Его потомство разрослось и
умножилось и заполнило гору, называемую Симом. Впоследствии выдающиеся и
главные из них, выказав верность на службе наших царей, удостоились получения
сана бдеашхства156[155] этих краев. Ардамозан157[156] же поселился к
юго-востоку от той стороны; летописец рассказывает, что от него произошли роды
Арцруни и Гнуни. Такова причина упоминания нами Сенекерима.
Касаясь дома Ангел158[157], тот же летописец считает его происходящим от
некоего Паскама, внука Хайка.
24
О Тигране; каким он был во всех отношениях
Теперь обратимся к Тиграну и его деяниям, ибо это самый могущественный и
разумный из наших царей, превзошедший в храбрости не только их, но и всех
остальных. Он при помощи Кира159[158] сокрушил владычество мэров и, покорив
греков, долгое время держал их в повиновении. Он раздвинул пределы страны
нашего обитания, доведя их до крайних древних ее рубежей. Он вызывал зависть
всех своих современников, а для нас, ныне живущих, его время и он сам -
заветная мечта.
Кто из настоящих мужчин, следующих путями доблести и разума, не стал бы
тешить себя памятью о нем и не хотел бы походить на него? Отважно возглавив
мужей, он возвысил наш народ и нас угнетенных, сделал угнетателями, налагающими
дань на многих. Он обильно снабдил всех мужчин и женщин золотом, серебром и
драгоценными камнями, а также нарядами я разноцветными тканями, так что
невзрачные стали выглядеть изумительно красивыми, а красивые и вовсе обратились,
по понятиям времени, в богородных героев. Пехотинцы оказались на конях,
пращники стали меткими лучниками, дубинщики вооружились мечами и копьями,
незащищенные (броней) прикрылись щитами и панцырями. Достаточно было одного
только вида их скопления, блеска и сверкания их доспехов и оружия, чтобы
обратить неприятеля в бегство. Миротворец и созидатель, он вскармливал все
поколения маслом и медом.
Немало еще подобного, кроме всего этого, доставил нашей стране сей Ервандов
Тигран, отличавшийся светлыми, вьющимися на концах, кудрями, прекрасным цветом
лица, приветливым взором, величавый и плечистый, с крепкими икрами красивых ног,
умеренный в пище и питье, воздержанный на пирах; наши древние, игравшие на
пандирне, сказывали, что он был умерен в желаниях плоти, высокомудр и
красноречив и наделен всеми человеческими достоинствами. Что же может быть
приятнее для меня в этой книге, как не распространяться о доставшихся ему
похвалах и связанных с ним историях? Справедливый и нелицеприятный в суждениях
обо всех вещах, он взвешивал образ жизни каждого на весах своего разума. Не
завидовал лучшим, не презирал низших, но стремился простереть покрывало своей
заботливости в равной мере над всеми.
Будучи первоначально союзником Аждахака160[159], родом мара, Тигран, по
настойчивой просьбе Аждахака, отдает ему в жены свою сестру Тигранухи. Тот
полагал, что либо такой союз приведет к устойчивой дружбе с Тиграном, либо так
будет проще устранить его посредством измены. Ибо в душе его было подозрение
из-за некоего невольного пророчества по поводу предстоящих ему событий.
25
О страхе и подозрениях Аждахака по поводу
дружественного союза Кира и Тиграна
Предметом же такой озабоченности был дружеский союз между Киром и
Тиграном. При мысли об этом сон часто покидал Аждахака, и он непрестанно
задавал своим советникам следующий вопрос: "Какими способами, говорил он,
расторгнуть нам узы дружбы перса и армянина с его десятками тысяч (войск)?" И в
таком смятении мыслей будущее открывается ему в некоем пророческом сне,
следующим образом, говорит повествователь.
26
О том, как томившийся в подозрениях Аждахак увидел
в дивном сне предстоящие ему события
В те дни, говорит он, для мара Аждахака немалую угрозу представлял союз
Кира и Тиграна. От тревожного состояния мыслей ему ночью во оне явилось видение,
какого ему н
|
|