|
бычай мог попасть на север во время переселения, о котором
рассказывалось выше.
Хотя данные на этот счет довольно смутные, сопоставление античной
традиции, хотя и расцвеченной фантастическими деталями, с информацией, которая
содержится в самих названиях притены и пикты, позволяет предполагать, что
северные племена до самого IV века н. э. носили татуировку.
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Как мы уже видели, у нас есть данные, что четыре племени, которые на
карте Птолемея занимают центр Шотландии, образовали две конфедерации. Кроме
того, очевидно, что в начале периода римского господства каледонии и меаты
считали себя совершенно независимыми друг от друга. Ясно и то, что римляне
делали все от них зависящее, чтобы сохранить эту раздробленность. Тем не менее
к концу III столетия пикты стали действовать совместно и, кроме того — в союзе
со скоттами. Кульминацией этого движения к военному (если не политическому)
единству стал великий грабительский поход 367 года, когда пикты, скотты, франки
и саксы одновременно напали на Британию. В конце IV века Аммиан Марцеллин все
еще писал, что пикты состоят из двух народов, однако к середине VI мы видим
вполне исторического короля всех пиктов — Бриде, сына Маэлкона.
Беда, рассказывая об эпохе Бриде, говорит, что святой Колумба13
проповедовал «областям северных пиктов», в то время как святой Ниниан «уже
давно» обратил «южных пиктов». Эти слова Беды обычно воспринимают как
свидетельство существования у пиктов двух политических объединений — северного
и южного — в период между 400м и 600 годами, или даже примерно до 735 года,
поскольку Беда пишет в настоящем времени. Современные историки обобщили понятия
«южный» и «северный» и пишут о том, что короли северных пиктов сражались с
королями южных пиктов и тому подобное.
Трудно решить, действительно ли слова Беды можно истолковать подобным
образом, или он употребляет понятия «северный» и «южный» просто в
географическом смысле. В общем контексте всего сочинения Беды дело выглядит так,
что если страна пиктов действительно была разделена на южную и северную части,
то можно считать, что она была обращена в христианство в две стадии двумя
святыми апостолами веры — Нинианом и Колумбой. Поэтому можно даже предположить,
что «разделение» пиктов понадобилось Беде только для того, чтобы рассказать о
работе Ниниана среди этого народа, и после рассказа о Ниниане о «разделении»
уже ничего не говорится. Такое предположение, особенно если принять во внимание
двусмысленность употребляемых Бедой терминов, заставляет серьезно сомневаться в
том, что на основании одного лишь свидетельства Беды действительно можно
говорить о политической независимости севера и юга в ранний исторический период.
Древнейший текст списка пиктских королей относится к X веку или более
раннему периоду. В нем содержится длинный перечень королей на целые века до
начала исторического периода. Первым королем пиктов, как там говорится, был
Круитне, а после него правили его семь сыновей. Очевидно, Круитне — это
персонажэпоним14: подобные рассказы часто встречаются в псевдоисторических
сочинениях древности. Как мы уже видели, круитни — это термин, которым ирландцы
обозначали пиктов в исторический период. Весьма вероятно, что этот рассказ был
составлен какимнибудь ирландцем, что объясняет и необычное для пиктов
наследование сыновей отцу.
Семерых сыновей Круитне звали Фиб, Фидах, Фолтах, Фортренн, Кайтт, Ке и
Киркинн. Некоторые из этих имен можно отождествить с пиктскими областями,
упоминаемыми в ирландских анналах и других источниках. Фиб — это область Файф;
имя Фортренн символизирует пиктскую область Фортриу, Фолтах или Фотла —
пиктскую область Атфотла, современный Атолл; Киркинн — пиктскую область,
которая, как мы знаем по названиям расположенных на ее территории мест,
совпадает с современным Энгусом; Кайтт — это Кейтнес. Ке предлагали
отождествить с Абердином с его горой Беннахи15. С чем соотносился Фидах —
неизвестно.
На основании этих, несомненно, древних и ценных названий часто делается
вывод, что историческое королевство пиктов было разделено на семь провинций.
Однако следует помнить, что единственные данные на этот счет — эпонимная
история иностранного автора, к тому же неизвестно когда составленная. Могло
быть так, что он знал только семь названий пиктских областей и больше никаких.
Трактат XII века, известный под названием «О местоположении Шотландии»
(«De situ Albaniae»), развивает вариант истории о Круитне и его сыновьях (рис.
9). Там говорится, что семь братьев еще в древности разделили землю на семь
частей следующим образом:
1. Энгус и Мирнс;
2. Атолл и Гоури;
3. Стрэтерн и Мэнтейт;
4. Файф и Фортрифф;
5. Map и Бьюкен;
6. Мори и Росс;
7. Кейтнес «на этой стороне гор».
Кейтнес «за горами».
Епископ Кейтнеса Андрей поведал автору расположение этих семи королевств,
и они даются следующим образом:
1. По Форту до Тэя;
2. По Тэю до Хайлифа (возможно, река Исла в Энгусе);
3. От Хайлифа до Ди;
4. От Ди до Спея;
5. От Спея до Друмалбана;
6. Мори и Росс;
7. Аргайл.
Обычно считается, что поскольку рассказ о разделе семи братьев включает
Кейтнес, но опускает Аргайл, то он отражает положение пиктских областей в
период пиктского господства, и поскольку перечень епископа Андрея опускает
Кейтнес, но включает Аргайл, то
|
|