Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Англии :: Изабель Хендерсон - Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 60
 <<-
 
я как записи за период до 750 года 
ясно свидетельствуют о том, что они были написаны на Ионе, записи после 750 
года точно так же ясно показывают, что они были написаны в Ирландии.
      Можно привести и другие доказательства в пользу того, что пиктский 
материал происходит из записей монастыря на Ионе. Нет никаких указаний на то, 
что использовались пиктские записи. Заметки о кончинах королей столь 
разнообразны, что нельзя предполагать, будто они выписаны из королевского 
списка. Нет никаких данных и о том, что составитель благоволил пиктам. Например,
 когда пикты сражаются со скоттами Дал Риады, симпатии автора записи всегда на 
стороне скоттов, а не пиктов. Если скотты потерпели поражение, то приводятся 
имена погибших, а не имя победителяпикта.
      Но при этом даты смерти пиктских королей зафиксированы с большой 
точностью. Здесь есть записи о кончине всех королей из «Списка 1» и всех, кроме 
одного, из «Списка 2» — от Кеннлата до Нехтона, сына Дериле. Маловероятно, что 
какойнибудь ирландский скрипторий так точно записывал бы даты смерти пиктских 
королей. Маловероятно даже, что так поступали бы в какомлибо скриптории Дал 
Риады. Только положение Ионы как главы церкви страны пиктов может объяснить, 
почему непиктский источник был настолько заинтересован в пиктских королях.
      Пиктские записи кратки и сделаны в скриптории, где не было никакой 
необходимости объяснять, кто такие были упомянутые в летописях пикты и что с 
ними происходило. Такая осведомленность наряду с отдельными описаниями чисто 
пиктских событий и явно далриадскими пристрастиями в других записях лучше всего 
объясняется, если считать, что хроника велась именно на Ионе.
      Одна из любопытных черт пиктского материала в ирландских анналах требует 
объяснения. В то время как записи, касающиеся Дал Риады, которые также, как 
можно доказать, составляют часть хроники Ионы, практически прекращаются в 750 
году, когда, видимо, прекратилась и эта хроника, пиктские записи также 
прекращаются примерно лет на десять, но затем возобновляются и заканчиваются 
только около 840 года. Очень трудно определить, какой же источник мог 
использоваться для этих записей, имея в виду, что этот источник в то же время 
совершенно пренебрегал делами Дал Риады. Единственное возможное объяснение — 
включение в продолжение первоначальной хроники какихто пиктских записей. 
Подобное же включение еще какойто другой записи может объяснить появление 
записей о пиктах и Дал Риаде, которые, судя по всему, уникальны для «Анналов 
Ульстера», хотя возможно, что и эти записи были по какойто причине опущены в 
других сводах. Общий источник, в котором был объединен этот уникальный материал,
 неожиданно начинается около 670 года, и в нем заметен горячий интерес к 
западным делам. Возможно, что этот общий источник — аннотированная пасхальная 
таблица из Эпплкросса. Эпплкросс был основан в 672 году монахами ирландского 
монастыря Бангор71 — монастырского центра, где, судя по всему, и был составлен 
первоначальный летописный свод.
      Единственная особенность пиктских записей, которая требует комментария, — 
это серия записей, фиксирующих битвы в пиктской гражданской войне 730х годов. 
Эти битвы описываются в анналах очень подробно, однако рассказы в «Анналах 
Тигернаха» и «Анналах Ульстера» разнятся в деталях, и похоже на то, что эти 
записи в их первоначальной форме в древнейшей хронике были еще длиннее. 
Возможно, в руках составителя был какойто продолжительный рассказ о карьере 
Энгуса, сына Фергуса, — главного претендента на трон.
      Этот краткий рассказ о двух основных источниках по истории пиктов 
помогает понять некоторые проблемы, связанные с их использованием. Записи с 
Ионы, возможно, представляли собой не более чем аннотированную пасхальную 
таблицу. Все эти записи — на латинском языке и очень кратки. Это не заметки 
хрониста, жаждущего записать для потомства то, что казалось ему исторически 
важными аспектами судьбоносных событий. Записи выглядят как простые записи в 
дневнике, в основном фиксирующие такие факты, как приезды и отъезды аббатов, 
путешествия мощей и их благополучное возвращение — все для удобства самого 
монастыря. С другой стороны, записи примерно с 712 года кажутся более 
амбициозными; возможно, это отражает переход на новую пасхальную таблицу, 
который произошел в монастыре в 716 году.
      Мы видели, что в имеющихся у нас источниках есть данные, которые могут 
говорить о существовании собственно пиктских записей, но они до сих пор не были 
обнаружены среди рукописных источников по истории Шотландии.
      
      
      33. Евангелие из Эхтернаха. Париж, Национальная библиотека. Символ 
святого Луки. В начале VIII века нортумбрийский клирик Виллиброрд в ходе своей 
миссии к фризам основал монастырь в Эхтернахе (Люксембург). Монастырь стал 
важным центром миссионерской работы англов. Самая известная работа скриптория 
этого монастыря — так называемое Евангелие из Эхтернаха. Точно датировать 
манускрипт трудно, однако очень похожая рукопись, также из Эхтернаха, 
принадлежит к периоду между 703м и 721 годами. Таким образом, это Евангелие 
относится приблизительно к тому же времени, что и Евангелие из Линдисфарна, 
хотя иконографически оба они близко связаны с Евангелием из Дарроу. 
      
      
      34. Камень с резьбой. Грэнтаун, Моришир. Аспидный сланец. Высота 1, 2 м. 
Национальный музей древностей Шотландии, Эдинбург. 
      35. Камень с резьбой. ИстертонофРозисл, Моришир. Песчаник. Высота 1, 2 
м. Обнаружен в трех милях к юговостоку от Бургхеда. Камень сейчас нах
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 60
 <<-