|
островов появляется в Кентерберийской
псалтыри, и, хотя лев и не стоит на задних лапах, фигура Давида выпрямлена, как
и в СентЭндрюсе: он не стоит на коленях на спине льва, как в византийских
изображениях.
Судя по всему, иконография Давида распространялась из СентЭндрюса на
север. Один такой фрагмент сохранился в Элджине, однако основной дошедший до
нас памятник с изображением Давида — это камень из Нигга. На этом камне мы
находим два дополнительных изображения Давида, арфу и человека с кимвалом (оба
пришли из 150го псалма). Этот интерес к Давиду на севере как к музыканту может
оправдать предположение, согласно которому скульптор из ХилтонофКадболл
эклектически использует иконографию Давида в своей версии охотничьей сцены.
Здесь мы видим интересную деталь: в верхнем правом углу показаны два стоящих
трубача. Они уходят в глубину и расположены один за другим. В Кентерберийской
псалтыри на покрывающей всю страницу иллюстрации Давид окружен танцовщиками и
музыкантами. Внизу слева и справа — пары музыкантов, также уходящих в глубину и
расположенных один перед другим. Музыканты играют на поднятых трубах. Эти
музыканты являются убедительной параллелью к трубачам из ХилтонофКадболл, и,
что еще важнее, мы находим их именно в искусстве Британских островов и почти
одновременно с пиктскими изображениями. Поэтому они являются более вероятной
аналогией, чем персидские наскальные изображения, о которых упоминает Э. Керл
(рис. 38). Что же касается фигуры всадницы, то наиболее яркой параллелью,
видимо, является галльская Эпона, а охотящийся Ипполит на римском саркофаге с
юга Франции очень напоминает пиктскую сцену охоты.
Общее пристрастие к мерсийским художественным находкам объединяет
саркофаг из СентЭндрюса, плиту с крестом в Нигге и плиту с крестом в
ХилтонофКадболл (фото 60, 61). Древко креста в Нигге и символ полумесяца в
ХилтонофКадболл украшены меандром, который является одной из характерных черт
мерсийской книжной иллюстрации. Точно так же из Мерсии пришел и свободный узор
из трубкообразных спиралей под охотничьей сценой в ХилтонофКадболл (сравните
его, например, с панелью в СаутКайме). Изящные птички на широких боковых
полосах в ХилтонофКадболл очень похожи на птиц на мерсийской чаше из Ормсайда
и практически идентичны с птицами, клюющими виноград в Римском Евангелии,
которое является мерсийской работой, датирующейся примерно 800 годом.
Трубачи в ХилтонофКадболл показаны один перед другим. В другой версии
этого мотива, на плите у дороги в Аберлемно, трубачи передвинуты на один и тот
же план, и один идет за другим. Такую композицию следует считать упадочной, и
версия из ХилтонофКадболл, видимо, предшествовала южному варианту. Сцена с
охотником и трубачами в Аберлемно ассоциируется со сценой с идущей фигурой
Давида (?) с саркофага из СентЭндрюса, а вне охотничьей сцены как таковой мы
видим фигуру Давида, разрывающего пасть льву. Это весьма интересно, если мы
примем предположение, что трубачи из ХилтонофКадболл в конечном счете связаны
с мерсийскими музыкантами Давида.
Самую северную фазу художественного влияния Нортумбрии мы находим в
Евангелии из Келлса. Глубокое влияние на эту рукопись оказало искусство
каролингского периода, что сказалось прежде всего на оформлении пасхальных
таблиц и новой для того времени иконографии Нового Завета. На Британских
островах Кентербери на юге и Личфилд в центральных графствах оказались крупными
центрами каролингского влияния. Это влияние достигло севера через Мерсию и в
формах мерсийского художественного стиля. Стиль фигур в Евангелии из Келлса
также следует интерпретировать в свете мерсийской скульптуры, прежде всего
фигур из Бридона. Громоздкие пропорции, чувство пластичности, плотная объемная
драпировка и прежде всего скрытая эмоциональность в фигуре благословляющего
ангела и изображенной по грудь девы в Бридоне появляются (правда, в слегка
преувеличенном виде) в фигурах великого Евангелия из Келлса.
Поскольку Евангелие из Келлса в большой степени представляет собой
последнюю фазу восприятия мерсийских влияний на севере, естественно
предположить, что группа связанных с ним памятников, о которых мы говорим,
показывает черты, определенно принадлежащие к школе Келлса. Плита с крестом из
Нигга содержит довольно искаженный вариант сцены с Давидом с саркофага из
СентЭндрюса, и, таким образом, должна быть более поздней, чем сам саркофаг.
Святой Павел и святой Антоний, об иконографии которых мы уже говорили выше,
изображены во многом в стиле фигур из Келлса. Змеи и шишки из Нигга, как мы уже
видели, находят свои параллели в позолоченном бронзовом предмете ирландского
происхождения. В этом ювелирном изделии три изогнутых толстых змеи
заканчиваются большими внимательно смотрящими человеческими лицами. То же самое
мы видим и на странице XPI66 из Келлса, так что змеи и шишки бронзового
предмета и камня в Нигге являются выражением идей художественной школы Келлса в
металле и скульптуре.
Последний памятник этой группы — плита у дороги в Аберлемно, на которой
сцена с фигурами из ХилтонофКадболл воспроизведена в связи со сценой с
саркофага из СентЭндрюса, интерпретированной так же, как в Нигге (фото 58). На
камне из Аберлемно скорбящие ангелы стоят по обеим сторонам креста. Это
эмоциональное распространение смысла плетеного креста, доселе неизвестное в
искусстве Британских островов. Плетеный крест перестает быть символом триумфа,
по сути абстрактной формы, однако в смысловом отношении связанным с фигурой
ХристаПобедителя на крестах из Рутвелла и Бьюкасла; теперь он действительно
становится Распятием. Этот замечательный сдвиг в иконографии, видимо, следствие
каролингского влияния. Мы можем сравнить понурых, ссутулившихся ангелов из
Аберлемно с ангелами, которые поклоняются Христу и скорбят вместе с ним на
крестах из слон
|
|