Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Европы :: История Англии :: Изабель Хендерсон - Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
<<-[Весь Текст]
Страница: из 60
 <<-
 
ь дней спустя почти вся армия союзников была уничтожена.
      Если считать, что внезапное молчание всех источников хоть чтонибудь 
значит, то это была последняя битва Энгуса. Его агрессия против Стратклайда, 
будь она при с поддержке со стороны или без нее, ни к чему не привела. Однако 
не следует предполагать, что Энгусу не удалось удержать свои позиции в Дал 
Риаде до самой своей кончины в 761 году. В ирландских анналах смерть его 
отмечена безо всяких комментариев. У продолжателя Беды мы читаем довольно 
откровенную эпитафию Энгусу: «Скончался Энгус, король пиктов, тиран и убийца, 
который с начала и до конца своего царствования упорствовал в совершении 
кровавых преступлений».
      
      
Глава 3
ЦЕРКОВЬ И ПИКТЫ
      
ЯЗЫЧЕСТВО ПИКТОВ
      
      Племена, которым было суждено в конечном счете образовать пиктский народ, 
определенно должны были исповедовать какуюто разновидность языческого 
идолопоклонства, причем обряды и имена богов могли у разных групп быть разными. 
Кельтские элементы, как мы можем предполагать, разделяли по крайней мере 
некоторые принципы кельтской религии, известные нам по религии галлов и других 
кельтских народов. Но если значительная часть населения происходила от местных, 
некельтских племен бронзового века, то природу первоначальной религии пиктов 
определить гораздо труднее.
      Поскольку обнаружить (или распознать) поддающиеся датировке культовые 
предметы пока не удается, хотя в этой области и есть определенные достижения, 
плодотворным источником информации об общем характере языческих поверий народа 
может стать фольклор. Пиктский фольклор до нас не дошел, но ученые предполагают,
 что некоторые эпизоды в ирландских народных сказаниях имеют пиктскую основу. 
Постепенно мы сможем собрать достаточно материала, который мог бы быть полезен 
в этом отношении.
      Многочисленные памятники пиктского искусства — еще одна возможность 
обнаружить следы пиктского язычества. На плите с крестом в графстве Росс 
изображена едущая на лошади женщина, которая повернута лицом к зрителям. Ее 
часто сравнивают с галльскими изображениями богини Эпоны, но мы не можем 
утверждать, действительно ли художник имел в виду некий забытый местный культ, 
или он косвенно подражал какомуто иностранному образцу: ведь пиктские 
скульпторы часто изображали «книжные» по сути своей сюжеты. Некоторые 
непонятные сцены с фигурами на камнях могут изображать и какието известные 
сюжеты из пиктского фольклора, которые, должно быть, в свою очередь отражали 
следы языческих представлений.
      Древнейший класс камней — те, на которых изображены только символы, — 
подводит нас ближе к языческому периоду, и, отбросив все другие соображения, 
нельзя сомневаться, что пиктские символы естественно входят в контекст 
языческих представлений. И всетаки прямых доказательств такой связи у нас пока 
нет. Адамнан в «Житии Колумбы» дает обобщенную картину язычества у пиктов. 
Каста волхвов, глава которой — близкий друг короля, почитает и «величает своих 
богов». Что представляли собой пиктские боги, прямо не говорится, однако, как 
кажется, это были божества, связанные с судьбой человека, а не просто неясные 
силы природы. Следует сказать, что рассказ Адамнана о противостоянии святого и 
язычников, полный литературных штампов, значительно ослабляет ценность «Жития» 
как источника по ранней религиозной истории пиктов.
      Таким образом, мы практически ничего не знаем о том, чем, по сути, 
являлась пиктская религия. Очень возможно, что в этом аспекте пикты были 
особенным народом. В этом случае их древние поверья плохо согласовывались с 
язычеством их соседей, и их с трудом можно было приспособить к новым обрядам 
христианского культа. Может быть, именно поэтому все следы пиктского язычества 
так быстро исчезли после христианизации.
      
НИНИАН
      
      Из многих спорных вопросов, связанных с изучением пиктов, вопрос о роли, 
которую сыграл святой Ниниан в обращении пиктов, вызывал едва ли не самые 
ожесточенные дебаты. Некоторые историки заходят так далеко, что вообще отрицают 
наличие какихлибо достоверных сведений о миссии Ниниана к пиктам к северу от 
линии ФортКлайд. Другие полагают, что Ниниан вел активную миссионерскую работу 
на севере вплоть до реки Ди, заложив многочисленные монастыри. Сведения о жизни 
и деятельности Ниниана — самые смутные, и именно поэтому полемика по этому 
вопросу не прекращается до сих пор.
      В этой полемике затрагиваются многие важные вопросы. Если мы 
действительно можем доказать, что Ниниан успешно осуществил миссию к пиктам, 
тогда именно ему принадлежит честь называться крестителем Шотландии, а труды 
Колумбы, который жил более века спустя, представляются менее значительными. 
Некоторым шотландским историкам кажется, что Колумба — символ ирландского 
влияния и «кельтской», раскольнической церкви, в то время как Ниниан (хотя он и 
был бриттом!), по крайней мере, не ирландец и воплощает собой единение с Римом. 
К счастью, наиболее грубые издержки национализма в изучении вопроса о Ниниане 
уже ушли в прошлое. Сейчас основной задачей является тщательный анализ поздних 
письменных источников, чтобы найти в них следы ранних подлинных фактов. Раньше 
эти поздние материалы или полностью принимались, или полностью отвергались, в 
зависимости от точки зрения отдельных специалистов. Подобное внимательное 
исследование может быть очень интересным и ценным, однако 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 60
 <<-